ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ... И ЭЛЬФЫ
Увидев Армуса, я тотчас вспомнила об эльфах. Стоит передо мной высокий худой парень с длинными соломенного цвета волосами, доброй улыбкой и какими-то желтыми глазами - вылитый эльф. И возраст определить сложно, будто он и впрямь существо, неподвластное времени. Это существо мне предварительно охарактеризовали как "ролевика, но довольно цивильного, который, правда, не отзывается на свое "мирское" имя". <br>
- Я отзываюсь, просто мне не совсем привычно... Армус - слишком большая часть меня.
- И все же только часть...
- Как и имя, данное мне при рождении. Армусом я сам себя назвал - согласись, так вернее.
- А тебя не смущает, что ты не знаешь моего настоящего имени?
Договариваясь о встрече, я нарочно назвалась псевдонимом - так, мне казалось, будет проще общаться.
- Не смущает. Я не знаю имен очень многих людей, с которыми общаюсь. Все равно ты - это ты.
- Некоторые "типичные цивилы" меняют одно имя на другое и утверждают, что в их жизни многое меняется. Может быть, идея "ролевых" имен сродни этому?
- Не могу провести точную параллель.
- Кстати, отказываясь от имени, ты отказываешься от своего святого.
- Зато приобретаю другого святого!
- Не знаю я такого святого Армуса... А что означает твое имя?
- Армус - шотландское имя: я реконструктор по Шотландии. Что оно означает, сказать не могу.
- А что такое реконструктор, можешь объяснить?
- Это от глагола reconstruct - я реконструирую быт средневековой Шотландии.
- Изучаешь, то есть?
- Изучаю и воссоздаю. Мы сами делаем себе костюмы, оружие. В общем-то так делают все ролевики. Есть люди, которые заняты этим профессионально, но их изделия, особенно качественные, стоят денег. А некачественных нам не надо - все должно быть по-настоящему!
- Вокруг столько "настоящего"! Зачем создавать альтернативную реальность?
- Мне не по душе бешеный современный мир, та эпоха... романтичнее, что ли.
- Слишком общий ответ. Тебя в современном обществе отвращает что-то конкретное?
- Скажем так, чрезмерная озабоченность всякого рода траблами, которые можно решить очень просто. У цивилов все как-то доморощенно, они не умеют друг с другом говорить, не умеют слушать, не могут правильно объяснить ситуацию. Не понимают и не хотят понять друг друга. Взять хотя бы деньги - это же просто бумажки с водяными знаками! Попробуй обменяй такую на золото - фиг вам! Обман сплошной...
- У вас слово "цивил" - ругательное, да?
- Скорее ругательное... Они нас не переваривают, нам-то их за что любить?
"ЧТОБ БЫЛ ЛЕГЕНДОЙ ДЕНЬ ВЧЕРАШНИЙ..."
- ...Мне не нравится, когда нашу деятельность называют "побегом в иллюзию", - Армус немного разозлился. - Мы получаем здесь ощущения, которых нигде в жизни не можем получить. Например, бой. Где в реальной жизни ты сможешь выхватить меч из ножен, с боевым кличем броситься на противника, победить или умереть? А мне это дано.
- На войне, - меня заразила его горячность, - бьешься за реальное дело. Смерть и кровь реальные. И ответственность за смерть и кровь реальные. А вы играете "в войнушку".
- Когда мы идем строем, стенка на стенку, я понимаю: не прикрою друга справа - его убьют, не прикрою слева - то же самое. Это называется держать строй. Если же отряд действует сообща, победа им на шестьдесят процентов обеспечена. Воюют сегодня, почти друг друга не видя. Другое дело - сойтись лицом к лицу с противником, чувствовать его.
- Что ты чувствуешь, когда убиваешь человека?
- Персонажа, - строго поправил Армус.
- Что ты чувствуешь, когда персонаж убивает персонажа?
- Мне льстит, что я одержал верх, что мой удар был более точным. В то же время я вижу свои минусы.
- Я говорю о том, что на войне это - убийство. И ты чувствуешь то, что чувствует убийца. Ваши сражения - бутафория, к тому же приучаешься убивать - холодно, спокойно, просчитывая плюсы и минусы.
- Иди ты, я же нормальный! Не могу сказать, что чувствую смерть всегда, но при удачном отыгрыше ощущение вполне реальное.
- В таком случае, не может ли это быть травмой?
- Если ты сильный человек, это дает опыт - жизненный и ролевой.
- Если для тебя ролевка - это война, почему тогда не заняться боевыми искусствами?
- Занимался. Но есть еще общение - близкое, доброе...
- А в "реале" никак?
- В реале, если подойдешь познакомиться на улице - тебя запросто отошлют по прямому маршруту. Некрасиво как-то выходит...
- А "по ролевке" отослать не могут?
- Бывало и такое. Я пытался пообщаться на игре с моей бывшей женой, так она меня...
- С бывшей женой?!
- Она была моей девушкой, - успокоил меня Армус, - но в нашем обществе мы считались парой, венчались - по игре.
Такой неожиданный поворот меня заинтриговал.
- Говоришь, жена бывшая. А вы разводились?
- Пока нет. Она просто теперь не со мной. Но в свое время я заставил ее развестись с бывшим мужем.
- И снова: в жизни все то же самое, только несешь реальную ответственность за происходящее. Может, вы просто боитесь ответственности?
- Я не боюсь. И в игре ответственности хоть отбавляй. Я реально в ответе за гарнизон своей крепости. Я знаю, что, если не убью я, убьют меня. Когда я становлюсь перед вождем на одно колено, он мой вождь! Ролевая игра - это... возможность прожить много жизней в одной.
"ОТ ДЕВЯТИ ДО ДЕВЯНОСТА"
- Армус, прости мой нескромный вопрос, сколько тебе лет?
- Девятнадцать, а что?
- Интересно, в каком возрасте сюда приходят? А главное, в каком уходят? Ведь люди из этого вырастают?
Армус как-то странно на меня посмотрел.
- Видишь того человека, седого, с животиком? Ему двадцать пять. Он прошел чеченскую кампанию и вернулся к нам совершенно нормальным человеком, в то время как многие становятся неадекватными. Почему-то наши люди оказываются особенно устойчивыми.
- Да я не про то! Человек женится, заводит семью, у него работа... Можно ли продолжать играть?
- Одно другому не мешает. Есть у меня друг - ему уже сороковник. Жена, дети, работа. А он все тот же оторванный парень, каким был двадцать лет назад.
- По-твоему, хорошо, что человек так долго не меняется?
- Человек сохраняет свой идеал, это вызывает уважение!
- А ролевая жизнь не может стать помехой в жизни настоящей? Или она становится своеобразным хобби?
- Это где-то на грани между хобби и второй жизнью.
- Как же к этой второй жизни относится семья, коллеги?
- По-моему, проблемой могут быть разве что предки... Моя мать, правда, исключение. Чем бы дитя ни тешилось...
- Ты сталкивался с "синдромом заигравшегося"?
- Сталкивался. Это когда человек перестает различать реальную жизнь и игру, целиком уходит в игру. Оттого, что не устраивает современный мир. Он или слишком жесток, или слишком скучен. Мы уже это обсуждали.
- Но что вы делаете, чтобы изменить мир к лучшему?
- Занимаемся творчеством. Я играю в группе, кто-то пишет стихи. Если бы мы не были творческими людьми, мы бы не жили.
- А из чужого творчества - книги, музыка, что вам ближе?
- Книги - самые разные. Не стоит думать, что ролевики читают только фэнтези. Наглядный пример: у нас будет ролевка по "Одиссее капитана Блада" - четвертая из серии. Музыка - в основном фолк, металл, рок. Лично я так пришел сюда - на концерте "Арии" познакомился с ребятами, а потом решил их найти.
"А НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ..."
- Ты вначале пытался пожаловаться на цивилов. Жалуйся! Ведь к вам многие относятся с подозрением, вас не понимают.
- Есть такое дело, - охотно согласился Армус. - Но мы такие, какие есть. Иногда от этого страдаем - вон нескольких из школы поперли...
- Может, это у них оценки такие? - съязвила я.
- Школа такая, - заявил Армус тоном, не допускающим возражений. - Только главное в этой жизни не школа, а остаться собой!
- Армус, напоследок. Ты утверждаешь, что ролевики в отличие от цивилов умеют объяснить так, чтобы их поняли. Это твой шанс, тебя услышат и поймут. Скажи - красиво, от души: кто вы такие? Кто такие ролевики?
- Пожалуйста! Ролевики - это неформалы, которые играют в ролевые игры.
Я помолчала, ожидая развития темы. Наконец не выдержала.
- Даже "Рондо" лучше облегчает понимание, чем это определение!
- Если без терминов, то это те, про которых цивилы говорят, что они тратят жизнь на всякую хрень да еще путаются под ногами.
- Как скучно... Из разговора я составила о вас другое мнение. Мне кажется, в каждом человеке живет память - обо всех совершенных преступлениях, обо всех поцелуях, обо всех рукопожатиях и обо всех смертях. Есть люди, в которых эти воспоминания ясней и ярче, люди с обостренным восприятием мира. И острей всего они вспоминают, когда играют, - проживая все заново. Типа того...
Теперь молчал Армус.
- Могу подписаться, - произнес он наконец. - А что я про цивилов говорил - выкинь из головы. Люди как люди. Только бесят иногда.
ДОСТОВЕРНО
• На Западе настоящий ролевой бум пришелся на 60-е, после выхода в свет трилогии "Властелин колец". В России первые переводы текстов появились в начале 80-х, а "страсти по Толкиену" разгорелись на рубеже 90-х. Первым ролевым опытом стали "Хоббитские игрища-90".
• В наше время существуют разнообразные ответвления внутри ролевого движения, в частности исторические реконструкторы (их деятельность в последнее время стала заметной благодаря тематическим фестивалям, один из которых, к примеру, каждое лето проводится в Выборге), "анимешники", а также классические толкиенисты, которых, правда, становится все меньше. Связано это, по мнению многих, с плохо скрываемой неприязнью старшего поколения к новичкам. Сюжеты для игр выбираются самые разные: научно-фантастические, основанные на исторических событиях, даже изображающие современную действительность. Кроме того, бывают игры элитарные, куда нельзя попасть иначе, как по приглашению и с рекомендацией.
• Известно, что, выезжая на игру, реконструктор обязан иметь на себе от 15 до 25 кг реального защитного доспеха.