МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ
Когда Рюрик, Синеус и Трувор пришли на Русь, Рюрик сел на стол в Ладоге (Айдельгьюборге), Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Изборске. Много лет прошло с тех пор, сменились династии и эпохи. Пришли и ушли татаро-монголы, прокатились по этим землям небывалые войны и смуты. И вот в начале третьего тысячелетия крепостью в Старом Изборске стала руководить женщина. Приехала она сюда из Карелии, где долгое время работала в республиканском правительстве - таких у нас принято называть "варягами". И пускай она не комендант, а директор музея-заповедника, да и крепость потеряла военное значение еще с петровских времен. Но стратегическое значение у древней крепости осталось. Ведь это живой памятник нашей истории.<br>
Директор Государственного историко-ландшафтного музея-заповедника "Изборск" Татьяна КАЛАШНИК:
- Татьяна Николаевна, так "откуда есть пошла земля русская"?
- Думаю, что многие территории могут так о себе говорить. И мы, как мне кажется, тоже имеем на это право. Поэтому я выступаю за широкое празднование Дня России 12 июня, Дня российской государственности здесь, на Изборской земле. Этот праздник еще, к сожалению, не всенародно признанный. Но в любом случае изборянам имеет смысл заявить о себе.
- А сколько всего людей живет в Изборске?
- В самом Старом Изборске - около 1000 человек. В основном пенсионного возраста. Рабочих мест в музее-заповеднике 103. Это весь штат музея. Некоторых научных сотрудников привозим из Пскова. Вот что еще важно. Вместе с местным лицеем мы сейчас готовим старшеклассников к работе сотрудниками музея. Это пока две группы - плотники и художники-оформители. И с будущего учебного года - группа экскурсоводов.
Даже если мы не сделаем кого-то экскурсоводом или хорошим художником, мы научим любить эту землю. И неважно, с какой профессией он к нам придет. Музей - это целый комплекс. Лишь бы человек был с быстрыми мозгами, желающий работать и, главное, любящий эту землю. Нам нужны даже ветеринары - у нас шесть лошадей, есть пони для детей, и мы организуем для туристов платное катание.
- Из каких регионов приезжают туристы?
- Зарубежных посетителей примерно 10 процентов. В основном Эстония и Финляндия. Некоторые турфирмы (мы с ними заключаем договора) привозят именно таких гостей. Остальные посетители - это псковичи (хотя не в той мере, как нам бы хотелось) и - вся Россия: Петербург, Москва... Карелию я встретила с большим удовольствием. Приезжают автобусами.
Но в сотрудничестве "музей - турфирма" есть еще один очень важный партнер, самый главный, без которого никогда территория не бывает гостеприимной. Это местные жители. Как, с какими лицами они встречают гостей - от этого многое зависит. Поэтому мы все делаем, чтобы быть вместе, чтобы была взаимопомощь. Изборяне видят в музее партнера. Потому что мы - самый крупный работодатель, градообразующее предприятие. Но вместе с тем и нам хочется их видеть партнерами.
У нас есть прекрасный исторический кружок "Изборская пятница", который собирается каждую последнюю пятницу месяца вот уже 40 лет. Есть люди, которые посещают кружок все эти годы. Они и краеведы, и статью могут написать, и участвуют в акции "Дарю музею", которая традиционно проводится 18 мая. Рассказывают нам о том, кто и где начал что-то строить, или, наоборот, вырубает деревья.
- А сами вы этого не отслеживаете?
- Без народного "недремлющего ока" было бы трудно. Территория огромная - 8000 гектаров. И уследить за всем, конечно, сложно. Мы тут же выезжаем на место, составляем акт. Милиция ищет и наказывает нарушителя. Что касается застройки, то даже если кто-то соберется оформить документы на дом, построенный 40 лет назад, документы не примут, если нет согласования с музеем-заповедником. Мы подготовили памятку и каждому жителю Изборска, в каждый дом разнесли. "Нам досталась очень красивая, щедрая, добрая земля, - сказали мы, - давайте же сделаем так, чтобы после нас это осталось".
Мне кажется, что твое отношение к людям обязательно к тебе вернется. Есть музеи, которые не хотят, чтобы на их территории торговали на развалах сувенирами и поделками. А у нас торгуют - наши любимые бабушки, для которых это, может быть, единственный заработок. И они очень беспокоятся: что будет дальше. Но вопрос не в том, торговать - не торговать. А в том, чтобы достойно обустроить торговые ряды. Уже заказан проект благоустройства, и к весне у нас будет все красиво. А потом торговые ряды уйдут под крышу консервируемого памятника.
- Что значит "консервация"?
- Мы не хотим полностью реставрировать крепость - хотим законсервировать как есть. Потому что даже неспециалисты видят, где новодел, а где - исконное и давнее. И уважение к старому во сто крат сильнее, чем к новоделам.
Так вот, бабушки спрашивают: "Это будут бесплатные места или за деньги?" Я отвечаю: "Ну конечно, для вас это будет бесплатно. Потому что земля эта - ваша". Изборяне относятся к нам хорошо, ходят на все наши праздники. Совсем недавно мы праздновали старый Новый год - раз уж Старый Изборск... И было очень хорошо.
Здесь есть Дом культуры. Там кружки народных ремесел, но главное - оркестр русских струнных инструментов. Этим наш ДК знаменит. Раньше даже были изборяне, которые умели струнные музыкальные инструменты сами делать - мандолины, балалайки, гусли. И покойный Леонид Иванович Панов, предыдущий директор музея-заповедника, много лет руководил этим оркестром. Он сам замечательно играл и пел, и даже написал гимн Изборска.
- Сколько туристов приезжает в Изборск за сезон?
- Ежегодно около 100 тысяч. И не думаю, что мы сможем сильно увеличить этот поток. Должно быть обоснование от Академии наук: какое число туристов не наносит ущерба защитному слою. Приблизительно это до 150 тыс. человек в год. Но это в год, а в самые сложные дни, летом, когда до 30 автобусов и припарковаться им негде... Так что это пока потолок. Правда, в планах у нас - оборудовать автостоянку, но это вопрос ближайших 2-3 лет. И асфальт у крепости заменим на традиционную булыжную мостовую. Кроме того, Изборск вошел в программу возрождения малых исторических городов, которую курируют Минэкономразвития и Госстрой. Они нам помогают приспособить старинные купеческие дома в центре Изборска под нужды музея. А недавно у нас открылся пеший маршрут "Тропа здоровья" - около 3 км, на протяжении которых можно увидеть семь природных памятников. На этом маршруте есть стоянки - можно отдохнуть, посидеть у костра.
- Не всегда удобно приезжать и в тот же день уезжать. Где можно остановиться в Изборске?
- Недавно построен гостевой дом, но в нем всего 18 мест. Значит, надо развивать деревенский туризм, "частный сектор". В план работы этого года мы включили посещение семей (приблизительно мы уже знаем кого) с тем, чтобы посмотреть условия проживания, переговорить с хозяевами - возможно ли в принципе селить к ним туристов. Предполагается и учеба, хотелось бы, чтобы это было интересно и познавательно, а не просто: деньги заплатил - и живи. Кроме того, мы должны провести сертификацию этих помещений, в том числе с санитарной точки зрения. Не уверена, что успеем в этом году, но мы этим уже занимаемся.
- Наверное, там можно будет молочка парного попить...
- Скажу от всей души: есть один вредитель в стране, называется он "санэпидстанция". И коровье молоко, и маринованные грибочки, и клюква, собранная на наших болотах, и брусника - все это не выдерживает критики с его точки зрения. Но это проблема общая. Только что мы были на семинаре в Пушкинских Горах, все говорили: "Зачем изобретать разносолы? Картошка, грибы соленые - что еще нужно?" А то что получается? Салаты, стесняюсь сказать, делаем с крабовыми палочками.
Хотя у нас в Изборске есть подсобное хозяйство. Картошку для нашего кафе сами выращиваем. Если возьмете салат из свежей капусты - капуста тоже своя. И мед у нас местный. Недалеко от Изборска есть частный музей "Пчелиный хуторок", очень уютный и милый. В свое время пчелиные ульи были и у нашего музея, мы их ему передали, и теперь "Пчелиный хуторок" обеспечивает медом нашу знаменитую блинную. А вот грибы и ягоды - никак. Очень жаль...
- Как вам живется в Изборске после столичного Петрозаводска?
- В слове "Изборск" мне слышится и "борьба", и "изба", и какая-то "боль", и "избранность". Когда утром выхожу из дома и вижу крепость, которой гораздо больше лет, чем мне (при этом все ею любуются), говорю себе: "Я никогда не стану старой рядом с такой древней крепостью".
Родившись здесь, в краю, расположенном на стыке славянской и финно-угорской культур, я в свое время уехала в Карелию, тоже финно-угорскую республику. Жила в Петрозаводске, на Куковке (так район называется, а "куковка" значит "петух"). А в Изборске башня "Луковка", на которой сейчас смотровая площадка. В некоторых источниках она фигурирует как "Куковка", "Петушиная гора". Вот и получилось, что я приехала на ту же Куковку.
- Вы чувствуете связь между регионами Северо-Запада?
- Безусловно. Когда я работала в Министерстве культуры Карелии, у нас был координационный совет по культуре при Ассоциации экономического взаимодействия Северо-Запада. Мы тогда придумали очень много проектов, которые нас объединяют. Например, "От кремля - к кремлю". Это была инициатива Пскова. В Петрозаводске кремля нет, и мне не очень нравилось, что нас этот проект не коснулся. Но фольклорные ансамбли ездили по регионам - были и в Ленинградской области, и в Новгороде. Был проект "Золотое кольцо" оркестра русских музыкальных инструментов "Онего", они ездили и в Вологду, и по другим городам. И ансамбль "Кантеле" - тоже.
Я не очень верю, что когда-нибудь будет только федеральный округ, а регионов не будет. Но Северо-Запад нас всех объединяет. Это расширяет наши возможности, добавляет сил. И в значительной степени позволяет не испытывать квасной патриотизм, когда ты сидишь в своей области и не видишь, что происходит у соседей.
- Вы все время улыбаетесь, чему-то радуетесь - это что-то личное?
- Это как у Пушкина: "Нет, весь я не умру". У меня 18 февраля родился внук. Поэтому я с вами говорю, а в мыслях - с ним. Он в Петрозаводске родился, а я здесь, и думаю: как он там? Всегда приземленный, прагматичный человек, я никогда не писала стихов, даже когда влюблялась. А теперь мне хочется их писать.
У меня была карьера достаточно большая и бурная. Я сама псковская, но уехала в Петрозаводск и работала директором Национальной библиотеки Карелии. Потом - заместителем председателя республиканского Верховного совета, потом (восемь лет!) министром культуры Карелии. Но только сейчас я чувствую, для чего надо жить. И мне так нравится это состояние!