CМОТРИТЕ - ЗАВИДУЙТЕ!
Совсем недавно, полтора десятка лет назад, а точнее, в 1989 году, Центральное телевидение впервые показало церемонию вручения наград Американской киноакадемии - ровно полгода спустя после того, как она состоялась. Годы преобразования отечественного телевидения, расширения информационного пространства до границ всей планеты не прошли даром. И вот уже сегодня мы можем (те, кто не спит) наблюдать за раздачей "Оскаров" в режиме реального времени, то есть в тот самый момент, когда в Лос-Анджелесе происходит столь важное для всего кинематографического мира событие. <br>
А вечером того же дня нам показали по Первому каналу драму Герберта Росса "Фаворит", одного из соискателей наград Американской киноакадемии. Дистанция между временем заокеанской премьеры и премьерой телевизионной в нашем Отечестве сократилась буквально до нескольких месяцев. И кажется, будто мы опережаем в этом аспекте США. Я уже не говорю о том, что в текущем кинопрокате нынче были доступны практически все главные картины-номинанты на "Оскар". В этой оперативности есть свои преимущества и очевидные достоинства. Отечественная кинопублика уже стала частью кинопублики мировой. И нам нет нужды читать в каких-то журналах и смотреть телепередачи о том, что где-то и когда-то происходит в мире десятой музы. Теперь вполне справедливо реализуется принцип: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Зрители старшего и среднего поколения могут вспомнить иные времена. Когда, например, "Вестсайдская история" Джерома Роббинса и Роберта Уайза вышла в советский прокат ровно двадцать лет спустя после премьеры в США. Те времена забыты. И слава богу! В Петербурге, похоже, складывается вполне стройная система знакомства зрителей с кино. Первоэкранные кинотеатры, находящиеся в частных руках, ориентируются на общую мировую моду, предпочитая раскрученные хиты всей остальной продукции. Европейское кино прочно обосновалось в Доме кино. Кто хочет, может увидеть и Альмодовара, и Вендерса. А если вам захочется вспомнить шедевры прошлых лет, то к вашим услугам зал в кинотеатре "Родина".
Оставшийся в живых и готовящийся отметить свое 90-летие почти единственный государственный кинотеатр "Аврора" настойчиво проводит линию на знакомство зрителей с новейшими отечественными лентами. Умная и взвешенная политика дает свои плоды. Оказалось, например, что недавняя премьерная картина Владимира Хотиненко "72 метра" о подвиге российских подводников пользуется едва ли не большей популярностью, чем пресловутый и раздувшийся от сознания собственного величия "Властелин колец". Хотя при этом не исключается и возможность появления в текущем прокате "Авроры" такой скандальной картины, как фильм Бернардо Бертолуччи "Мечтатели".
Кто бы что ни говорил, но на берегах Невы начинает формироваться разноукладный пул кинотеатров, каждый из которых выполняет вполне определенные финансовые и эстетические задачи. И это отчасти восстанавливает то, что существовало двадцать лет назад, при советской власти - возможность выбора картины на вкус и цвет. Только бы очень еще хотелось, чтобы выбор был более полинациональный, а не проамериканский. Для этого есть все возможности, судя по анонсам снимающихся отечественных картин (правда, половина из них предназначена изначально для показа по телевидению). Нам осталось набраться только терпения.