ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ

Примерно в 50 км к югу от Пскова по той же реке Великой расположен древний город Остров. Те, кому случалось бывать в Пушкинских Горах, помнят недолгую остановку на автовокзале. И некоторое удивление: где же тут, собственно, сам остров, в честь которого и получил свое название город? Дело все в том, что в большинстве городов автовокзал расположен на окраине - не то что в Петербурге, где автобусам приходится до полутора часов тащиться в пробках от Средней Рогатки до Обводного канала.<br>

Сияющий белым снегом город, и хоть еще мороз, уже угадывается близкая весна. Впервые он упомянут в летописях 1342 года как каменная крепость на южной границе Псковской земли. Та самая крепость и стояла на острове реки Великой - так неприступнее для неприятеля. Вот и объяснилось название. Как и вся история порубежных земель, история Острова изобилует войнами. Воевали тут обычно с немцами да поляками: присоединение к Московскому государству псковских земель произошло, как известно из учебников, добровольно с песнями, плясками и прочими проявлениями лояльности. Так что московские каратели, ходившие на Новгород, сюда не добрались. В 1501 году Остров был захвачен рыцарями Ливонского ордена, а через девять лет присоединен к Московским землям. В период Ливонской войны крепость была опорной базой русских войск. Не обошел этот город и Стефан Баторий, взявший его в 1581 году. Но ненадолго: уже на следующий год по Запольскому миру Остров был возвращен России. Нельзя забывать, что реки были в ту пору главными транспортными артериями, и тот, кто владел Островом, контролировал движение грузов по реке Великой. Официальный статус города Остров получил в 1777 году, вместе со многими другими - во время реформы Екатерины Великой. В конце XVIII века город был важнейшим центром торговли льном (лен в Островском районе выращивают до сих пор). В 1860 году Остров был соединен железной дорогой с Псковом. И с тех пор значится во всех справочниках как "узел железных и автомобильных дорог". Люди идут по центральной площади, мимо Троицкого собора, через знаменитый цепной мост через Великую. Правда, крепости уже нет, так что цепной мост - только дань памяти тем героическим временам, которые и в далеком для нас XIX веке считались седой стариной (мост строился в 1850-1853 годах). Когда-нибудь и наше время будет далеким для потомков. А таран, совершенный в 1941 году над Островом, еще сольется в сознании школьников с катастрофой СУ-33, которая произошла в июле 2001 года. Что ж, у многих из наших потомков есть все шансы получить "двойку", или какие там оценки будут ставить в далеком будущем? Тем более что таранивший "мессер" Герой Советского Союза Павел Тарасов в тот раз остался жив, а Герой России Тимур Апакидзе, пытавшийся спасти свою машину, разбился... Наш путь продолжается, впереди ждет еще более древний Старый Изборск. Читайте на 17-й странице интервью с директором Изборского музея-заповедника Татьяной Калашник, которое автор взял незадолго до женского дня 8 Марта.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.