"ОСКАР-2004": ВИРТУАЛЬНОСТЬ ОБЫГРАЛА РЕАЛЬНОСТЬ
Итоги 76-й церемонии вручения наград Американской киноакадемии разочаровали многих любителей кино своей полной предсказуемостью. Столь ожидаемые неожиданности, сопровождающие любое творческое соревнование, не состоялись. Главная сенсация заключается, пожалуй, в том, что "Властелин колец" (точнее, третья его часть), выдвинутый в одиннадцати номинациях свои одиннадцать "Оскаров" получил. Это стопроцентный результат, который не имеет аналогов в истории мирового кино. В свое время по одиннадцать наград получали и "Бен Гур" Уильяма Уайлера (1959), и "Титаник" Джеймса Камерона (1997). Но в первом случае у соискателя было 12 номинаций, а во втором - 14.<br>
Остается только пожалеть американцев и поклонников компьютерного кино, почему-то валом валивших на средней руки экранизации заумных книг Толкиена, осуществленные неизвестным новозеландским клипмейкером Питером Джексоном. Последний получил в свои руки сразу три статуэтки: как сопродюсер, режиссер и соавтор сценария. Видимо, Америка вместе с Голливудом впадает в детство, если лучшей картиной года признается абсолютно виртуальное зрелище, где нет ни нормальных людей, ни реальных человеческих историй. Зато присутствуют в огромном количестве вурдалаки, страшилища и странные существа во главе с неким бисексуальным Фродо. Продюсеры могут быть довольны: после оскаровского дождя интерес к трилогии о властелине колец вспыхнет с новой силой. Триумф такого рода кинопродукции еще раз наглядно доказывает одну банальную истину: кинематограф - это прежде всего бизнес, а затем уж искусство.
Кстати, и "Хозяин морей" Питера Уира, завоевавший две награды, также относится к очевидным достижениям масскульта, или, проще говоря, коммерческого кино. Так что же осталось на долю искусства, или хотя бы тех фильмов, где действуют настоящие люди со своими страстями, печалями и радостями, горестями и мечтами? Попытка смягчить откровенную коммерциализацию 76-й раздачи золотых "дядюшек Оскаров" наблюдалась в актерских номинациях.
Среди мужчин статуэтками были отмечены работы представителей среднего поколения голливудских "звезд" - Шона Пенна и Тима Роббинса, органично, но экспрессивно разыгравших драматические отношения в "Таинственной реке" Клинта Иствуда. Для обоих актеров случившиеся номинации не первые, но они принесли первые награды. В сущности не так уж важно, что у Пенна - "Оскар" за лучшую мужскую роль, а у Роббинса - за лучшую мужскую роль второго плана. Оба актера эту награду заслужили: как по совокупности сыгранного, так и за конкретную роль. А обидевшийся было Билл Мюррей ("Трудности перевода") может и подождать.
Зато режиссер его картины Софи Коппола получила своего первого "Оcкара" в жизни как автор лучшего оригинального сценария. Папа Фрэнсис Форд может быть доволен: карьера дочки явно задалась. Всего второй фильм поставила, а уже с "Оскаром" в руках. Другим женщинам также повезло. С первой же попытки взяла свою золотую статуэтку Шерлиз Терон, изуродовавшая себя до неузнаваемости в роли серийной убийцы-лесбиянки ("Монстр"). Получила свою компенсацию за неполучение награды в прошлом году Рене Зеллвегер, признанная ныне лучшей актрисой второго плана ("Холодная гора"). Теперь у Голливуда в наличии сразу две оскарообеспеченные блондинки. Можно выбирать для них роли и проекты.
В номинации "Лучший иноязычный фильм" победу впервые в своей карьере одержал канадец Денис Аркан ("Нашествие варваров"), кстати, недавно приезжавший в Петербург со своим фильмом-лауреатом. Победу он одержал вполне ожидаемую, ибо был в компании иноземных соискателей самым известным и именитым.
Реальность же вторглась в оскаровские расклады там, где не ждали. Получая награду за лучший полнометражный документальный фильм ("Туман войны"), режиссер Эррол Моррис напомнил о том, что война во Вьетнаме, о которой рассказывает его картина, тоже начиналась с объяснения якобы благородной миссии американской армии. Многим сидящим в зале подобные намеки пришлись явно не по вкусу. Россия, в конце концов, все же напомнила о себе на нынешней церемонии тем, что в номинации "Лучший короткометражный документальный фильм" "Оскар" был вручен картине "Cердце Чернобыля", снятой американскими кинематографистами.
Через несколько лет многие с трудом будут вспоминать итоги нынешнего киногода по версии Американской киноакадемии, ибо, уводя зрителей в мир непонятных целлулоидных фантазий, Голливуд воспитывает поколение, для которого важнее сиюминутность эффекта зрелища на экране, чем продолжительное вчувствование в историю человека, его мыслей и чувств. Впрочем, каждый зритель смотрит то кино, которое хочет и заслужил. Если он любит дорогостоящие киносказки, то, значит, и возраст у него соответствующий. И с этим уже не справиться никакому Голливуду.
СПИСОК ОБЛАДАТЕЛЕЙ ПРЕМИИ АМЕРИКАНСКОЙ КИНОАКАДЕМИИ ПО ИТОГАМ 2003 ГОДА
Лучший фильм - "Властелин колец: возвращение короля". Лучший режиссер - Питер Джексон ("Властелин колец"). Лучшая актриса - Шерлиз Терон ("Монстр"). Лучший актер - Шон Пенн ("Таинственная река"). Лучшая актриса второго плана - Рене Зеллвегер ("Холодная гора"). Лучший актер второго плана - Тим Роббинс ("Таинственная река"). Лучший оригинальный сценарий - Софи Коппола ("Трудности перевода"). Лучший сценарий-адаптация - Филип Бойенс, Питер Джексон, Фрэнсис Уолш ("Властелин колец"). Лучший оператор - Рассел Бойд ("Хозяин морей"). Лучший художник - Грант Мэйджор, Хенна и Анна Ли ("Властелин колец"). Лучший художник по костюмам - Найджила Диксон и Ричард Тэйлор ("Властелин колец"). Лучший монтаж - Джэми Селкирк ("Властелин колец"). Лучший грим - Ричард Тэйлор и Питер Кинг ("Властелин колец"). Лучшая музыка - Говард Шор ("Властелин колец"). Лучшая песня - "На Запад" - Фрэнсис Уолш, Говард Шор и Энни Ленокс ("Властелин колец"). Лучший звукомонтаж - Ричард Кинг ("Хозяин морей"). Лучший монтаж звуковых эффектов - Кристофер Бойес, Майкл Семаник, Майкл Хэджес и Хэммонд Пиик ("Властелин колец"). Лучшие визуальные эффекты - Джим Рейгел, Рэндел Уильям Кук и Алекс Фанке ("Властелин колец"). Лучший полнометражный анимационный фильм - "В поисках Немо". Лучший полнометражный документальный фильм - "Туман войны". Лучший короткометражный документальный фильм - "Сердце Чернобыля". Лучший короткометражный анимационный фильм - "Харви Крампет". Лучший короткометражный игровой фильм - "Два солдата". Лучший иноязычный фильм - "Нашествие варваров" (Канада). Почетный "Оскар" - режиссер Блэйк Эдвардс.