АЛЕКСАНДР ВЕНГЕРОВ: ПРОДЮСЕР - ЭТО ЗВЕНО МЕЖДУ ДЕНЬГАМИ И ТВОРЧЕСТВОМ

Петербург - город выдуманный, но и успевший за три века укорениться в российской культуре. "Не город Рим живет во век веков, а место человека во Вселенной..." - писал Осип Мандельштам. Именно о людях, в разные времена живших в Санкт-Петербурге, и рассказывают создатели телецикла на канале "Культура" "Петербург: время и место". Эта программа и телепередача "Малые музеи Санкт-Петербурга" в списках кандидатов на соискание Государственной премии России в области литературы и искусства за 2003 год. Художественный руководитель и продюсер проектов Александр Владимирович ВЕНГЕРОВ рассказывает об авторах, темах и о том, что вдохновило создателей на претворение в жизнь своих творческих планов.<br>

- Александр Владимирович, почему решили поменять название телецикла? Как я понимаю, вначале он назывался "Малые музеи Санкт-Петербурга", потом уже появился "Петербург: время и место". - Этот цикл задумывался в 2001 году. Первая программа "Малых музеев..." вышла 13 апреля 2001 года. Изначально решили, что в раздел "малых музеев" войдут все музеи, кроме Эрмитажа и Русского музея. Некоторые обижались. Например, Артиллерийский. Говорили: "Какие же мы малые?" И из-за этого тоже поменяли концепцию. Такое название сужало поле деятельности. Но тем не менее рассказы о "малых музеях" продолжаются до сих пор... - Кто основные создатели? - Режиссер Елена Плугатырева, авторы Ирина Михайлова и Владимир Соболь, оператор Александр Добрияник, ведущий Андрей Толубеев. - Андрей Юрьевич сразу дал согласие или у него возникали какие-то сомнения? - Как любой творческий человек, он сомневался. Но я убедил его. Он попробовал и остался. Думаю, что не жалеет... Вначале передача шла 1 раз в две недели, а потом еженедельно. Но в конце года предполагаем пригласить второго ведущего. Андрей Юрьевич очень занят в театре. А в программе каждую неделю сниматься тяжело. Он же заучивает с листа большой объем текста. Потом, каждая передача - это маленький спектакль. Это тоже требует немало отдачи. - Это моноспектакль или предполагается наличие партнеров? - Периодически появляются партнер или партнерша. Сотрудничаем в основном с актерами БДТ им. Г.А. Товстоногова. - Я так понимаю: несмотря на то что вы рассказываете о делах "давно минувших дней" - это не костюмированные рассказы? - Хотя мы и используем костюмы и элементы различных интерьеров, но для нас важнее некое свободное обращение со временем и пространством, мгновенные переходы от одной эпохи к другой, из одной обстановки в другую... - С Андреем Юрьевичем возникают какие-либо споры по поводу, как играть? - Он не конфликтный человек. Если на площадке возникает какая-то спорная ситуация, он умеет шуткой-прибауткой разрядить обстановку. К тому же он человек дисциплинированный. Он понимает, что он - одна из составляющих, не тянет одеяло на себя. Не диктует режиссеру, оператору, как выстраивать план. Вообще, очень хорошая команда. Скажем, оператор умеет превращать, говоря простыми словами, любой телевизионный план в кинематографический. Это очень важно, потому что передачу нужно сделать в короткие сроки, а от оператора очень много зависит. - Сколько времени создается одна передача? - Два дня съемки с актерами, один день подсъемок иконографического материала и три дня монтажа. Хронометраж - 26 минут. - Вы художественный руководитель программы и продюсер. Если с первой все понятно, то профессия продюсера до сих пор остается загадкой. В понимании многих - это человек, который "добывает" деньги. Проясните, пожалуйста, и этот вопрос? - Продюсер - это лицо, осуществляющее организационно-финансовый контроль за деятельностью съемочной группы, посредник (в моем случае) между деньгами и творчеством. От него зависит концепция, то, какие люди будут работать и, следовательно, какого качества будет передача. - А если, скажем, кто-то не согласен с выбором продюсера? - Тогда этот человек не будет работать в этой команде. - Сурово. А как автор не пробовали выступать? - Знаете, есть люди, которым просто писать, а я отношусь к тем, кому проще не писать. - В каких еще проектах вы выступали в роли продюсера? - Среди самых для меня значительных "Три четверти века" к 75-летию К.Ю. Лаврова - фильм в 2 сериях, фильм о замечательном композиторе Исааке Шварце. Совсем недавно прошел цикл передач "Есть упоение в бою". Это - авторская программа Якова Гордина об истории дуэлей и карточных игр в России по его книге. Планируем 12-серийный фильм "Нет пощады никому" по книге Гордина "Мистики и охранители". Скоро начинаем работу над авторской программой к 70-летию О.В. Басилашвили "Странствия по минувшим годам". Будет 7 выпусков. - C Андреем Юрьевичем есть совместные планы? - Еще планируем авторскую программу по воспоминаниям А. Толубеева. Ему в следующем году 60 лет. Так что планов много. Только успевай делать.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.