МОДЕРНИЗАЦИЯ: РОСКОШЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

Вчера в стенах ИА "Росбалт" состоялся круглый стол "Выпускник 2004 - президент 2024". Необходимость модернизации образования обсуждали член-корреспондент РАПН Олег Лебедев, директор образовательных программ ОО "ГПЦ "Стратегия" Александр Шишлов, а также депутаты ГД РФ, ЗС, представители администрации Санкт-Петербурга, директора государственных и негосударственных образовательных учреждений. <br>

"Отвечая на вопрос, насколько выпускники школ являются компетентными избирателями, можно выявить качество образования", - заметил Олег Лебедев. Сегодняшние выпускники могут знать множество мелочей из экзаменационных билетов. Однако они не способны ориентироваться в жизни. "Ведь чтобы выбирать, надо иметь право выбора, - продолжает Олег Ермолаевич. - А школьная система построена на системе предписаний. Необходимо сформировать опыт управления, элементарного общения". За десятилетие утрачено много детских и подростковых организаций, но этот опыт, по мнению участников заседания, необходимо возрождать. Однако для модернизации учебных заведений и для повышения заработной платы нужны средства. По мнению директоров платных учебных заведений, если для модернизации образования не хватает денег в бюджете, то нужно привлекать внебюджетные средства. Именно на это и направлено частное образование. Негосударственные школы на зарплате учителям экономят в бюджете города 310 млн рублей. Сегодня в частных школах Петербурга около 3 тысяч учителей обучают 11 тысяч учеников. Сегодня ситуация с финансированием образования страны, по словам депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, катастрофическая. Расходы на образование в бюджете составляют лишь 3-4 процента. В 2002 году доля бюджетных вузов составляла 54 процента, остальная часть приходилась на платное образование. В 2003 году эта цифра увеличилась. При этом только финансовых вложений недостаточно. Модернизация, по определению Олега Лебедева, - это выход на новое качество образования: "Оно заключается в развитии способности у ученика самостоятельно принимать решения в разных сферах жизни". По мнению участников круглого стола, наибольший риск модернизации - в отказе от нее. О необходимости модернизации говорит и распространение внесистемного образования - репетиторство, курсы, экстернат. По доле коммерческого образования и платных услуг Россия занимает сегодня лидирующие позиции в мире. Во всей Европе доля платного обучения не превышает 10 процентов. Даже в США - стране с традиционно высокой долей платного высшего образования - эта доля составляет всего 30 процентов. Но не следует забывать, что в этой стране широко применяются различные кредиты на образование и другие формы финансовой поддержки. "Несмотря на то что сегодня доля получающих платное образование приближается к 50 процентам, государство никак не поддерживает студента или абитуриента", - отметила Оксана Дмитриева.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.