ВСЕ ВРЕМЕНА ОДИНАКОВЫ
В книге избранной прозы известного петербургского писателя Дмитрия Каралиса "Роман с героиней", которая была опубликована издательством журнала "Нева", два произведения - повесть "Роман с героиней" и повесть в рассказах "Дела семейные".<br>
С повестью "Роман с героиней" читатели могли познакомиться по публикации в журнале "Звезда" в 2001 году. Еще тогда она обратила на себя внимание возвращением к лучшим традициям в отечественной литературе - хорошему, "вкусному" языку, вечным человеческим ценностям. Именно по такой прозе давно соскучился читатель. Автор не пытается привлечь внимание так называемыми авангардными приемами, на которые так падки многие нынешние сочинители. Герои его прозы - наши современники, их повседневная жизнь, светлая или хмурая. Но они не оправдывают себя трудностью нынешних времен - все времена одинаковы, всегда есть радости и горести.
Действие повести происходит на греческом острове Родос, но главными в ней остаются не экзотическая природа или замысловатый сюжет, а люди, за которыми целый шлейф отношений, семейных историй, веры и любви. Две женщины повести - блистательная Оксана, которую герой встречает на Родосе, и жена Настя, оставшаяся в далеком заснеженном Петербурге, - ни на минуту не становятся соперницами. Потому что в какой-то момент читатель вдруг осознает, что герой уже давно сделал свой выбор во всем главном, что есть в жизни. "Роман с героиней" - это повесть о любви, о человеческом достоинстве, о верности. Когда в конце герой прощается с героиней, с ним остается светлая грусть. И такой же свет остается с читателем.
Повесть в рассказах "Дела семейные" отличается прелестной иронией, юмором, нежностью отношений в большой семье двух братьев-близнецов, их жен, детей, друзей и соседей. Братья точно звенья в большой цепи, связывающей многих-многих людей. Сходство близнецов порождает череду юмористических ситуаций. Но оба брата, как в зеркале отражаясь друг в друге, одновременно подчеркивают и свою несхожесть, и глубинную свою близость. И это передается их детям и внукам.
Обе повести очень петербургские-ленинградские. В них нет резкого водораздела, отрицания вчерашнего дня или резкого неприятия сегодняшнего. Ведь в Ленинграде всегда чувствовался петербургский дух, а в нынешнем Петербурге так часто хочется не утратить лучшее ленинградское. И то, что это так легко, естественно вплелось в повествовательную ткань обоих произведений, большая удача их автора.