МИНИСТРЫ УХОДЯТ И ПРИХОДЯТ, А КУЛЬТУРА - ВЕЧНА

Всех нынче волнует одно и то же - коренные изменения в структуре правительства и его персональный состав. А людей, озабоченных судьбами российской культуры, еще и слияние двух министерств в одно и появление нового - Министерства культуры и массовых коммуникаций, которое возглавил совершенно неизвестный для большинства ректор Московской консерватории Александр Соколов. Все предварительные прогнозы на этот счет не оправдались. Кроме одного - Михаил Швыдкой покинул пост министра культуры. Правда, почти сразу же было объявлено, что Швыдкому предложено остаться в правительстве и продолжить курировать культуру и кинематограф. <br>

Отношение к фигуре теперь уже бывшего министра культуры, как известно, было неоднозначным. Некоторых он раздражал. У нас традиционно недолюбливают ярких и деятельных чиновников. Министр должен сидеть где-то там в Москве, тихо подписывать важные бумаги, которые сами собой наводили бы некий порядок, - и все. Он не должен носить модных пиджаков, вести телепрограммы, участвовать в презентациях и церемониях награждений, давать пресс-конференции, писать статьи, свободно полемизировать и много улыбаться. Словом, не надо высовываться. Это не поощряется. Ему также не следует ярко, образно и правильно говорить по-русски. Чиновнику приличествует бюрократический язык с некоторой долей косноязычия. Вот тогда он никого не будет раздражать. Швыдкой все эти негласные заповеди нарушал. Причем делал это открыто и демонстративно. Но не это было существом его деятельности. Мы все как-то не можем научиться судить человека по делам его, а не по внешним проявлениям и словам. За последние десятилетия, да и раньше, исключая Луначарского, не было такого министра культуры, который бы сочетал в себе чиновника-менеджера и эрудита-интеллигента, действительно специалиста по вопросам культуры. Не помню министра культуры до Швыдкого, который бы так много разъезжал по стране, включая и отдаленные уголки. Не помню, кто бы так часто приезжал и в наш город. И до юбилея, и во время, и после. И активно бы участвовал во многих крупных и значительных культурных проектах. А в увеличении бюджетного финансирования культуры разве нет и его заслуги? В ведущих музеях, оркестрах, библиотеках люди стали получать достойную зарплату, и количество убегающих, в том числе и на Запад, явно снизилось. Он постоянно стимулировал предприимчивость и предпринимательство в области культуры, без устали доказывая, что культура может, хотя бы частично, себя прокормить и не быть полной финансовой обузой для государства. Но для этого надо действовать, как говорят, крутиться. И вообще всей своей деятельностью утверждал, что культура - дело живое и эффективное. Нет, разумеется, Швыдкой не был идеальным министром, таковых не бывает. Наверняка были ошибки и промахи. Но явно не те, за которые он подвергался публичным поношениям. Реституция, принципиальным сторонником которой является Швыдкой, не ошибка. Чужое надо отдавать, а свое возвращать. Но дело это тонкое и сложное, и подходить к нему надо осторожно, о чем Михаил Ефимович распространялся не раз. В качестве руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии у Швыдкого неплохие шансы продолжать "расшевеливать" многие процессы в области культуры. Главное - не возвращаться назад, не начать снова относиться к культуре как к ритуальному придатку, который за незначительностью надо финансировать по остаточному принципу.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.