"ПЕРЕДАЙТЕ ОБ ЭТОМ ДЕТЯМ ВАШИМ..."
В своих воспоминаниях К. Паустовский приводит слова изумительного русского прозаика И. Бабеля: "...Временами мне кажется, что я могу понять все. Но одного я никогда не пойму: причину той черной подлости, которую так скучно зовут антисемитизмом".<br>
Всю вторую половину ХХ века человечество в своих книгах, статьях, исследованиях, фильмах, рисунках, картинах, стихах возвращается к осмыслению уникального явления - организованного, дисциплинированного, санкционированного, производственного, поставленного на поток, возведенного в добродетель и т. д. умерщвления и погребения 6 000 000 людей, которое мир позволил осуществить и которое принято называть греческим словом "холокост" (Всесожжение). Впервые этот термин был применен в начале 60-х годов писателем, лауреатом Нобелевской премии Эли Визелем, автором самой страшной книги "Ночь, рассвет, день" - романа об Освенциме. Также явление этого не имеющего аналогов в мировой истории геноцида носит имена "Катастрофа" или "Шоа" (на иврите).
В феврале 2004 г., приуроченная к 60-летию снятия блокады Ленинграда, в Петербурге прошла представленная Гете-институтом ретроспектива фильмов знаменитого немецкого продюсера Артура Браунера, посвященных Холокосту. Лично пережив эту трагедию, Браунер считал создание этих картин делом всей своей жизни, смыслом своей работы в кинематографе.
Вообще, в течение 10 лет, минувших с момента всемирного успеха "Списка Шиндлера" С. Спилберга, на любом крупном фестивале присутствовали фильмы так или иначе с этой проблемой связанные. В 1999 г. получила Гран-при в Каннах и награждена тремя "Оскарами" награждена итальянская лента Роберто Бениньи "Жизнь прекрасна". В прошлом, 2003 г. также эта тема в западно-европейском кинематографе вышла на первый план. "Пианист" бывшего узника гетто Романа Поланского победил почти на всех кинематографических конкурсах (Канны, "Оскар", французские и британские национальные премии, даже наш "Золотой орел"). Немецкий фильм Каролины Ланг "Нигде в Африке" - о евреях, спасающихся от нацизма в Кении, - получил "Оскара" "За лучший неанглоязычный фильм". На первом фестивале 2004 г. - Берлинском - один из главных призов завоевывает аргентинец Д. Бурман, также в своей работе затронувший эту тему.
В рамках же февральской ретроспективы продюсера А. Браунера петербуржцы могли увидеть картину классика мирового кино поляка Анджея Вайды, пожалуй, единственного режиссера в мире, разрабатывающего в своем творчестве с таким упорством тему Холокоста на протяжении более чем 40 лет ("Самсон", "Пейзаж после битвы", "Страстная неделя", "Корчак"). Фильм "Любовь в Германии", рассказывающий о "преступной" любви немки и "неполноценного" пленного поляка, как будто не касается "еврейской темы". Но эта тема неотделима от реалий войны, нацистских указов, воссозданной Вайдой атмосферы немецкого городка того времени, страшного конца этой истории.
Сильный в своей простоте, чуть "политкорректный" фильм "Как загнанный заяц" польского режиссера Ежи Гоффмана, известного российскому зрителю как автор масштабных исторических полотен ("Поток", "Огнем и мечом"), рассказывает о страшных приключениях гонимой нацистской машиной 12-летней девочки (главную роль сыграла прелестная племянница А. Браунера) и посвящен миллионам детей, лишенных жизни в результате принятого на красивой Вандзейской вилле "окончательного решения".
Несколько раз А. Браунер спонсировал фильмы соратницы А. Вайды - сценариста и режиссера Агнешки Холланд. В Петербурге зрители увидели две ее работы - "Горькую жатву" и самый знаменитый ее фильм "Европа, Европа", возглавивший своим нестандартным взглядом на Холокост (как бы со стороны немцев) полемику во всем мире, собравший массу призов и сделавший имена Вайды и Холланд всемирно известными. Это реальная история о еврейском подростке, который в результате невероятного стечения обстоятельств стал образцовым членом гитлерюгенда.
Среди представленных безусловно достойных фильмов выделяется своей художественной силой "Хануссен" - 3-я часть немецкой трилогии венгерского классика Иштвана Сабо, рассказывающая о первых годах нацизма в Германии. Позже Браунер спродюсирует другой фильм Сабо "Вино цвета солнца" - полуавтобиографическую историю большой семьи венгерских евреев от начала века до наших дней.
Генеральное консульство Польши предоставило программу документальных фильмов "Краковский казимеж", "Реквием по 500 тысячам", "Обычный день гестаповца Шмидта", названия которых говорят сами за себя и сила воздействия которых, как воздействие любых документальных свидетельств, - величина неизменная.
Посвященная 60-летию со дня снятия блокады Ленинграда ретроспектива фильмов профессора А. Браунера "Холокост в европейском кинематографе" прозвучала как дань памяти всем жертвам нацизма.