В ГОСТЯХ У ДЯДИ САМЫХ ЧЕСТНЫХ ПРАВИЛ
Мороз и солнце. Наверное, последние морозные дни уходящей зимы. Настроение такое же солнечное, как и все вокруг. Кажется, вот, за поворотом, вдруг откроется барская усадьба, залают собаки, выйдет на крылечко хлебосольный хозяин, выкатится стайка детишек... Так, наверное, и бывало здесь во времена Абрама Петровича и Христины Матвеевны Ганнибалов - только сам хозяин и дети его, за исключением старшей дочери от первого брака, были непривычного афро-русского (как сказали бы сейчас) цвета. Это Петровское, родовое имение Ганнибалов, предков Александра Сергеевича Пушкина.<br>
Те, кто давно не бывал в Пушкинских Горах, еще не видели всего этого великолепия: реставрация и реконструкция усадьбы (одной из знаменитого треугольника Михайловское - Тригорское - Петровское) завершена уже в новой России, к 200-летию А.С. Пушкина. Правда, сам поэт, конечно же, не был знаком со своим великим предком. Но именно здесь познакомился он с двоюродным дедом Петром Абрамовичем. И сюда он приезжал в гости к своему двоюродному дяде Вениамину Петровичу Ганнибалу. Как утверждают, именно этот родственник послужил прототипом дяди в романе "Евгений Онегин".
Сегодня здесь практически рядом стоят два дома - Абрама Петровича (небольшой, основательный двухэтажный - детище XVIII века) и Петра Абрамовича (легкий, довольно большой - типичная усадьба века XIX). Воссоздан парк, знаменитый дерновый круг. Легенда утверждает, что на его месте был пруд, в котором утопилась от несчастной любви к барину крепостная красавица. "Результаты раскопок показали, что никакого пруда на этом месте никогда не было, - остужает наш романтический пыл Елена Ступина, главный методист музея-заповедника, - правда, чуть ли не каждая усадьба может похвастаться такой легендой..."
Вот - бюст самого арапа Петра Великого ("как на Пушкина-то похож!"), вот - еще один (настоящий) пруд, наполняемый ключами, в котором любил купаться любимец императора и специалист по фортификационным сооружениям. И законником (в смысле юристом) был, как видно, неплохим. Когда решил разводиться со своей первой женой, разрешение на сие деяние мог дать только Священный Синод. Но Абрам Петрович удовлетворился решением военного суда: дескать, не в курсе был, а Синод поставил перед фактом своей новой женитьбы.
Женился на лютеранке, которая и не собиралась принимать православие. Отсюда и странное, казалось бы, завещание: все отписал детям, но с отсрочкой - Христина Матвеевна будет управлять и распоряжаться имуществом до смерти, до этого времени не делить наследство. Просто иноверцам нельзя было владеть православными крепостными душами - и обошел птенец гнезда Петрова тогдашние законы.
Со второго этажа беседки открывается изумительный вид на озеро Кучане. И на белом фоне полно черных "запятых" - это рыбаки. Вон там, слева - Михайловское, а чуть дальше - Савкина Горка. Не выдерживаю этого великолепия - звоню коллегам в Питер. Надо ведь с кем-то поделиться. "Сидите в городе в такую чудесную погоду! А мы тут в Петровском!" - "Где? Пиво что ли пьете?" - "Да нет, просто в гостях у дяди самых честных правил!" •