ВОЕННОЙ МУЗЫКИ ОРКЕСТР
В конце февраля в Большом зале Филармонии должен был состояться концерт Адмиралтейского оркестра Ленинградской военно-морской базы под названием "Музыка баталий". Накануне позвонили из Филармонии и попросили встретиться с дирижером оркестра и взять у него интервью. Честно говоря, шел я на эту встречу без особого энтузиазма, мучительно раздумывая, о чем буду спрашивать капитана Алексея Карабанова, как бы мне его разговорить. Стереотипы сильны, мы как-то привыкли, что человек в военной форме - это, как правило, неуклюжие манеры, немногословная, косноязычная речь... Тут, правда, несколько другой случай - музыкант, и тем не менее...<br>
Когда я, пройдя по захламленному двору Адмиралтейства, постучался в указанную дверь, то на пороге возник высокий, стройный, щеголеватый офицер с лихо подкрученными усами. Гусар... Денис Давыдов... поручик Ржевский... Оказалось, что это и есть руководитель Адмиралтейского оркестра, капитан 2-го ранга Алексей Карабанов. Он сел за свой большой рабочий стол с хорошим компьютером, и мне не пришлось задавать никаких вопросов, а только, раскрыв рот, слушать. Капитан 2-го ранга говорил о военной музыке, о сражениях и парадах, о Наполеоне и адмирале Нельсоне, о фестивале "Адмиралтейская музыка" и современном музыкальном образовании. Это была свободно льющаяся речь интеллигента и эрудита.
Понятно, что через два дня я не преминул отправиться на концерт. Приходилось встречать в жизни творцов, художников и музыкантов, которые прекрасно умели говорить о своем творчестве, буквально завораживали речами, но, когда начинался собственно творческий акт, наступало жестокое разочарование.
Тут, к счастью, этого не произошло. Алексей Карабанов и на сцене Большого зала был так же победительно красив и по-мужски обаятелен, как при нашей встрече. И оркестр был под стать дирижеру - молодой, жизнерадостный, звучный. При этом тонко чувствующий драматизм исполняемой музыки.
Дирижер предварял исполнение каждой вещи своим комментарием, и я еще раз поразился, как свободен и артистичен капитан 2-го ранга, когда рассказывает о музыке и об исторических сражениях. С такой же степенью естественности Карабанов представил публике своих коллег - главного дирижера эстонских вооруженных сил Пеетера Саана и финского военного дирижера Тимо Котилайнена. Высокий, изысканный финн продирижировал увертюрой для духового оркестра "Битва при Трафальгаре", а коренастый, плотный эстонец увертюрой "Свен Дуфва" композитора Хедмана.
Чувствовалось, как эмоциональный градус зала повышался от каждой исполняемой вещи. К концу второго отделения это были уже всеобщий восторг и ликование. Талант и энергия музыкантов выплеснулись в зрительный зал. В финале овация, цветы, "браво!", радостные лица, публика, которая не желает расходиться. То есть все внешние проявления настоящего успеха...
Все хорошо, одного мне остро не хватало и об этом думалось по дороге домой из старинного зала Дворянского собрания. В зале не было ни одной телекамеры, никаких звукозаписывающих устройств. Ну почему? Отчего мы не умеем гордиться тем, чем надо гордиться? Почему такой концерт не транслируется по телевидению? Ведь это же настоящее музыкальное шоу - зрелищно, драматично, ярко. Тут налицо и патриотизм, и национальная самобытность, и восприимчивость русского человека к другой национальной самобытности. Вот на таких концертах надо воспитывать молодых, а не на разговорах об улучшении военно-патриотического воспитания...