ДНЕВНИКИ МРАВИНСКОГО: ИСПОВЕДЬ ВЕЛИКОГО МАЭСТРО
Грандиозный роман своей жизни и любви с детства до глубокой старости день за днем писал один из крупнейших симфонических дирижеров ХХ века Евгений Мравинский. И теперь мы впервые можем приобщиться к духовной исповеди нашего великого земляка, раскрыв его книгу "Записки на память. Дневники. 1918-1987". Книга выпущена издательством "Искусство-СПб" на грант президента РФ "Для поддержки творческих проектов общенационального значения в области литературы и искусства".<br>
"Можно ли прожить без музыки?.. Как будто она не относится к первейшим потребностям человека. Но лишиться ее - равносильно утрате счастья..." - эти строки из дневника, вынесенные в эпиграф, перекликаются со многими записями полновесного тома. Полвека Мравинский возглавлял заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Филармонии, сделав его музыкальной легендой века. Он первым открыл миру многие симфонические произведения, добился необычайного исполнительского совершенства в прочтении гениальных партитур разных эпох. И все же книга оказалась неизмеримо шире, чем размышления музыканта о своем творчестве.
На этих теплых и страстных страницах мы встречаемся с человеком, который обнимал своей любовью весь мир природы, знал имена растений, различал голоса птиц и трав. Это философ и ботаник, поэт и художник, искусствовед и натуралист, рыболов и путешественник, соединявший в себе множество талантов. Он был великим не только в музыке, но и в вере, в любви, в осмыслении своего пути. А среди сотен имен, рассыпанных по годам и страницам, наряду с Шостаковичем, Черкасовым, Улановой можно встретить множество упоминаний о простых людях - Иване, Маше, деде Ниле, которых Мравинский знал по Тверской губернии. С нежностью пишет он о семилетнем мальчике Юре, с которым говорил о стрекозах.
Дневники открывают нам человека большого писательского дара, близкого литературного родственника Михаила Пришвина. Вот лишь один небольшой фрагмент из записи 29 июня 1953 года: "Теплый, густой и нежный дух цветущей ржи, горячей земли, солнца... Один из колосков, качаясь, случайно задел мое лицо, да так, прислонясь, и остался. Так мы долго и были вместе - точно прильнули друг к другу в молчаливом единении. Так остро было это проникновение в ЕДИНУЮ неисчислимую Неповторимость живущего вокруг меня, так утешительна общность пути его с путем моего одиночества. Стало чисто и счастливо. Сколько живых существ, обступивших тебя в Молчаньи!"
Особая часть книги - фотографии, сложенные в пять семейных альбомов. Они своеобразно перекликаются с записями разных лет, дышат реалиями времени. В этих снимках, профессиональных и любительских, обращают на себя внимание глаза маэстро. Они и на детских, юношеских фотографиях по-особому глубоки и выразительны, словно уже из тех лет ему виделось его большое предназначение.
- Как ни поразительно, но каким он был в 14 лет, таким остался и в 84. Этот мальчик, чистый, ранимый, талантливый, пропустив через себя события нескольких эпох, не изменился ни по сути своей, ни по чертам характера, - говорит составитель книги, заслуженный деятель искусств России, профессор Консерватории Александра Вавилина-Мравинская. Жена дирижера, она многие годы была первой флейтисткой руководимого им филармонического оркестра.
Много лет посвятила Александра Михайловна изучению и расшифровке дневников великого музыканта. Об этом кропотливом и трепетном труде рассказывается в ее вступительной статье "Правды ради". "Дневники Мравинского, - пишет она, - невольное напоминание живущим об извечных истинах: дорожить Мигом, беречь того, с кем ты сегодня, укоряться несправедливостью в своих поступках, не разлучаться с любимыми".
Эта книга адресована тем, кто помнит и любит Мравинского, ценит его искусство, кто хочет глубже проникнуть в мир его духовных исканий.