ВИКТОР КОСТЕЦКИЙ: СЕКРЕТ НАШЕЙ ПРОФЕССИИ: ЗНАТЬ ИЗНАНКУ, А НА СЦЕНУ ВЫНОСИТЬ ВЫСОКИЕ МАТЕРИИ
Обаятельный доктор Ливси из "Острова сокровищ", романтичный Флориндо из "Труффальдино из Бергамо" и, конечно же, коварный Кречинский в фильме Владимира Воробьева по пьесе Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского". (С этим режиссером нашего героя связывают 18 лет службы в Театре музыкальной комедии и непростые годы в Александринке, тогда еще в Театре драмы имени А. С. Пушкина. Но это совсем другая история...) Обаятельный мужчина, интересный собеседник. Виктор Александрович Костецкий - актер Александринского театра, завкафедрой актерского мастерства в Санкт-Петербургской консерватории.<br>
- Виктор Александрович, давайте начнем с начала...
- Давайте просто поговорим... (Смеется.) С начала - это со "Свадьбы Кречинского"? Нас тогда критики здорово "лягнули". "А где бакенбарды, зачем песни?" Я играл такой характер, знаете, который "с саблями на танки". Могу, конечно, и покруче сказать. Воробьев фильм снимал для "большого кино"...
- А с чего начался ваш творческий союз?
- Схлестнулись мы, как это я называю, еще в Театре им. Ленинского комсомола. Это был 1970 год. "Dancing в ставке Гитлера". Я играл певца. Потом были "Дни Турбиных" - Шервинский. Играли, что называется, "на разрыв сердца". Но, правда, отыграли 10-й раз, и его сняли. А потом, уже в Театре музыкальной комедии, я был ведущим солистом в течение 18 лет. А Владимир Егорович Воробьев в 1972 году был назначен художественным руководителем.
- Как же вы оказались в Александринке?
- Как это обычно бывает. Мы ссорились, мирились... Такой, скажем, пример. Репетировали "О бедном гусаре...". Я на одной из репетиций забыл текст. Хотя, по большому счету, дело было не только в этом. Владимир Егорович требовал полной отдачи. Меня отстранили. А когда оставалось 3 дня до премьеры, Воробьев встречает меня и спрашивает: "А ты собираешься играть?" - "Всегда готов", - отвечаю. "Тогда - завтра 1-й акт". Я вышел. Дошли мы до сцены допроса Плетнева. Плетнев спрашивает: "Почему вы мне не верите?" И тут я как "выдал", что-то "пришло". Воробьев аж подпрыгнул. Вот так и помирились за 3 дня. И премьеру уже играл я.
- И все же вы ушли?
- Это сложно... Надо сказать, Владимир Егорович "загонял" актера в рисунок, если тот не понимал, "кто кому дядя". Со мной другое дело. Я могу в жизни не быть лидером, но на сцене я - лидер. Я все актерские вещи делал сам. А у нас произошел, если говорить просто, разброд. А мудрые китайцы говорят: "Когда в строю разброд, спасает ритуал". А он не последовал пословице. Однажды на худсовете я сказал ему: "Определись, кто ты в этом театре?" И ушел...
- А потом Владимир Егорович пришел в Александринку. Как сложились здесь ваши отношения?
- Я у него за полтора года ничего не сыграл. После "Хозяйки гостиницы" ему сказали: "Все хорошо в "Хозяйке" - только нет Костецкого".
- Спектакль в итоге играли 11 лет...
- Я был на премьере. И когда дошли до сцены прощания Кавалера с Мирандолиной, помните: "Я понял, какую роковую власть имеют над нами женщины...", я плакал... Он - режиссер с большой буквы.
- Давайте перенесемся в день сегодняшний?
- В Александринском театре я играю с Ниной Ургант в спектакле "История моей жизни", в "Убойной силе" с самой первой серии. Теперь милиция уважает. Говорят: "Нам бы такого генерала..." Еще в "Комедиантах" играю, в "Венецианском купце" и репетирую в "Тетке Чарли".
- "Я старый солдат и не знаю слов любви..." Кстати, о любви и о женщинах. Все-таки весна... Какую же "роковую власть играют над вами женщины"? Если уж говорить цитатами.
- Первый раз я влюбился в 4 года. Я тогда уже умел петь и исполнял с блеском, надо сказать, "сердце красавицы склонно к измене"... Ухаживал за девочкой.
- Как, если не секрет?
- Не секрет. Учил ее курить.
- ???
- В первом классе брошку дарил, купленную за 1 рубль. Девочку звали Маня, она с Украины. А в седьмом классе влюбился в сибирячку. Знаете, глазки маленькие, краснощекая такая... Сибирячка, одним словом. Но вот что-то было. Кстати, я сейчас у себя на курсе провожу "Урок любви".
- ???
- Студенты садятся друг напротив друга. И смотрят. Я им говорю: "А вдруг вам придется играть любовь с человеком, который вам не нравится. Надо найти что-то милое себе. Если найдешь, уже не сможешь забыть". Я как-то ехал в метро и обратил внимание на... женские руки. И подумал: "Какая же Женщина скрывается за этим". Вообще, во главе искусства стоит любовь.
- А что же такое любовь?
- Это преувеличенное внимание к человеку. Умение прощать.
- В Консерваторию приходят учиться петь. Трудно объяснить, что нужно учиться актерскому мастерству?
- Я сразу говорю: "Вы не Монсерат Кабалье, не Мария Каллас, не Рената Скотто..." Мы берем людей из публики и пытаемся сделать актеров. Пытаюсь воспитать в них чувство хозяина. Приподняться над событиями. Знаете, люблю повторять изречение Горького: "Люди жить не умеют, а учиться боятся".
- Зная вашу страсть к кулинарии, не могу не попросить вас поделиться секретом приготовления какого-нибудь блюда. Чтобы и "в пир и в мир".
- Я очень люблю перечитывать "Похождения бравого солдата Швейка". Как приезжаю на дачу, так ничего больше не читаю. Так вот, там есть рецепт приготовления венгерского гуляша. Я долго искал и нашел. Итак: нарезать много лука в кастрюлю с толстым дном, тушить до золотистого цвета, потом посыпать черным перцем. Мелко нарезать свинину, посыпать тмином, добавить помидоры, сладкий перец, для остроты можно простой перец. Залить все водой и тушить. Очень вкусно!
- Мы долго говорили о том, что происходит по ТУ сторону сцены. А как же после этого выходить и играть любовь?
- В этом-то и есть один из секретов нашей профессии: знать изнанку, а выносить на сцену "высокие материи".