ГИГАНТАМ ТРУДНО
В советские времена Кировский завод "гремел" по всей стране как флагман отечественного машиностроения. Его добровольно-принудительно распределяемые тракторы работали по всей стране, от Прибалтики до Дальнего Востока. Не такой громкой, но тоже - известностью пользовалось и располагавшееся в Горелово под Петербургом танковое производство, оборудованное, как водится, всей положенной инфраструктурой - испытательными стендами, полигоном и стрельбищем на участке земли в добрую тысячу гектаров. Но времена изменились.<br>
Сперва гиганту пришлось очень нелегко. Таков уж закон природы - гигантам труднее маневрировать, поспевая за изменениями в окружающей среде. Ушло танковое производство, отделились "братские" республики, унеся с собой рынки сбыта. Российские же сельхозпроизводители, не имея средств на покупку новой техники, правдами и неправдами изо всех сил держались за последнее, мастерили из четырех ломаных тракторов два кое-как работающих, потом из них - один...
Проблемы потребителей, как в зеркале, отразились на производителе. Вследствие прекращения оборонных заказов предприятие попало в крайне сложную экономическую ситуацию. На продукцию Кировского завода резко упал спрос, предприятие оказалось в серьезном системном кризисе - распались десятилетиями складывавшиеся связи с поставщиками и потребителями, на освоение новых рынков не было ни средств, ни времени... Как отметил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, за последнее время сельскохозяйственное машиностроение в России пережило серьезный кризис, на отдельных предприятиях производство сократилось в 15-20 раз. "Однако отрасль поднимается. По ряду позиций выпускаемая продукция соответствует лучшим мировым образцам", - подчеркнул министр.
Теперь можно уверенно говорить, что крайне трудный переходный период пройден, и сказанное в полной мере относится к Кировскому заводу. В структуре фирмы были образованы 14 дочерних предприятий, которые предложили потребителям новые образцы сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники, энергетического оборудования, расширили номенклатуру проката и марок стали.
Сегодня здесь заново освоено производство многих видов машин и механизмов, в том числе - предназначенных и для аграрного сектора. Это и колесные тракторы различных классов, и кормоуборочные комбайны, и дорожно-строительная техника, и даже легковые "внедорожники"...
Наряду с современными образцами сельскохозяйственных и строительных машин кировцы занялись и другими, непрофильными видами деятельности. Так, на площадке завода в Горелово открыт новый цех, в котором установлено современное итальянское оборудование для автоматизированного производства керамической плитки. Его персонал (240 человек) будет непрерывно, днем и ночью, в будни и праздники, выпускать 4 млн кв. метров строительной керамической плитки высочайшего качества, вырабатывая продукции, в расчете на одного сотрудника, на 100 тыс. долларов в год.
Этот показатель не только многократно превышает средний уровень выработки на других петербургских машиностроительных предприятиях (18 тыс. долларов), но и самого Кировского завода (22 тыс. долларов). Помимо высокой потенциальной доходности, новое производство абсолютно безупречно с точки зрения экологии и даже формально не относится к вредным: используются природные компоненты и даже не сбрасываются отработанные в технологическом процессе воды. "В создании таких мощностей мы не видим ничего зазорного, главное, чтобы они приносили доход. А на его получение мы рассчитываем через 4-5 лет, когда сможем окупить все затраты в размере 22 млн долларов. Предприятие смело идет на освоение новых секторов рынка, развитие прибыльного бизнеса", - говорит генеральный директор ОАО "Кировский завод" Петр Семененко (на снимке).
Петр Семененко продемонстрировал реконструированный бывший "недострой". Коренная реконструкция производственных мощностей - большая редкость для российского машиностроения. Не всем она по силам, уж больно много средств требует, вовсе не гарантируя отдачи. Но в эффективности инвестиций Кировского завода можно не сомневаться. Теперь, после вложения в реконструкцию около 4 млн долларов, бывший недострой превратился в современный корпус, где капитально отремонтированы пол и стены, настелена крыша и переложены коммуникации...
Петр Семененко продемонстрировал образцы новой техники. Бездорожье самых труднодоступных районов Западной Сибири легко преодолеет новый супермощный снегоболотоход "Ермак-500", изготовленный по заказу "Газпрома" в одном из дочерних предприятий Кировского завода - ОАО "Универсалмаш". "НВ" уже подробно сообщало об этой разработке - см. номер от 25.02.2004 г. Уже поступили заявки на 10 таких машин.
Еще одна в чем-то похожая на "Ермака" машина - двухзвенное четырехгусеничное снегоболотоходное шасси ТСВ-301 грузоподъемностью до 15 тонн, способное работать при температуре до -45 градусов по Цельсию и предназначенное для перевозки вибрационного источника сейсмических сигналов при геологоразведке. Уже заключенным договором предусмотрено изготовление четырех таких машин.
Принципиально новое изделие Кировского завода, не имеющее отношения к колесной или гусеничной технике, - катер на воздушной подушке "Север-СК" (на снимке). Собственно, катером этот аппарат можно назвать только условно, поскольку он имеет положительную плавучесть. В остальном, по режиму движения и технике управления, он гораздо ближе к самолету. Аппарат способен нести до 500 кг груза практически над любой поверхностью - будь то вода, лед, земля, снег или битый лед - со скоростью 90-100 км/час. Серьезной преградой для него могут стать только высокие торосы или морские волны. Потому и география его применения определена как "река - озеро".
Многие разработки кировцев представляют собой достижение инженерной мысли. Не случайно президент РАН академик Юрий Осипов после посещения Кировского завода осмотрев экспонаты его выставочного комплекса, тракторное и металлургическое производства, комбайно-сборочный и механический цеха, заявил, что Российская академия наук рассматривает Кировский завод в качестве стратегического партнера.
К 2008 году за счет модернизации и рационализации производства, освоения новых видов продукции объем реализации Кировского завода должен практически удвоиться по сравнению с 2004 годом и достичь (ориентировочно) 14 млрд рублей. Только на техническое перевооружение в 2004 году намечено израсходовать 600 млн рублей. Одно из названных гендиректором Кировского завода приоритетных направлений модернизации производства - введение в эксплуатацию установки "ковш-печь" на заводе "Петросталь". На установке проводится внепечная обработка стали, которая обеспечивает высокую точность ее заданного химического состава, высокое качество и точность плавки.