НАД ЧЕМ СМЕЯЛИСЬ НАШИ ДЕДУШКИ
Как это ни парадоксально, но история русского театра в первые двадцать лет советской власти до сих пор изучена недостаточно. В прежние годы этому мешала сама советская власть, отмерявшая необходимую, по ее мнению, дозу правды, а сейчас вроде бы не мешает ничто, кроме разве угасания интереса к историческим исследованиям и переноса внимания на современную литературную, театральную и художественную критику. <br>
Книга, выпущенная недавно издательством Петербургского университета, из числа тех, которые призваны эту лакуну заполнить. Несмотря на то что исследование Н.А. Гуськова формально посвящено 1920-м гг., хронологические его рамки, конечно, шире: от начала советской власти и до войны примерно. На этом временном пространстве автор чувствует себя свободнее, благо весь текстовой материал (на основе которого сделано исследование) находится под рукой (значительная часть неопубликованных текстов хранится в Петербургской государственной театральной библиотеке).
Жанровые предпочтения советской сцены, действительно, формировались как раз в 1920-е гг. и представляли собой окрошку стилей и направлений. После недолгих утопических поисков первых послереволюционных лет - поисков синтеза классического европейского трагического театра с революционно-освободительными идеями, попытки организации театра "трагедии, высокой драмы и романтической комедии" (по словам А.А. Блока) - русская сцена обращается к комедии.
Жанр комедии - самый распространенный в 1920-е, но, главное, самый определенный и лучше всего поддающийся культурно-историческому анализу. Вышедшая монография делает попытку обозрения жанровой и культурно-социальной динамики жанра на основе более чем двухсот текстов. И если в 1920-е гг. значительную часть репертуара занимают переводы из западноевропейской драматургии, то в 1930-е их явно теснит оригинальная советская комедия.
Не выдумывая новой терминологии, автор пользуется уже устоявшимися определениями, главное из которых - карнавализация культуры - взято из известной книги М. Бахтина о Рабле. На обширном историческом материале автор показывает, как "карнавализацией" была проникнута вся советская жизнь тех лет - от едва ли не государственной политики до низовых слоев культуры. Не менее интересна и сама "мутация", которую проделывает этот жанр по направлению к своей же стагнации в 1930-е годы, к вырабатыванию незыблемых правил и регламентаций, т. е. к канону.
Несомненное достоинство исследования (помимо добросовестной работы с источниками, что встречается далеко не так часто, как хочется) - огромный хронологический и жанровый диапазон, делающий эту книгу нужной всем занимающимся этой эпохой, не только литературоведам и театроведам, но историкам, культурологам и просто тем любознательным, кто еще интересуется отечественной культурой.