ОН НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕЕТ
В КИНОТЕАТРЕ "АВРОРА" ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ НОВЫЙ ФИЛЬМ БЕРНАРДО БЕРТОЛУЧЧИ. <br>
Рано или поздно любой художник стремится обязательно вернуться в свою молодость, назад, туда, где человек обычно живет некими иллюзиями по поводу собственного будущего и устройства окружающего его мира на разумных и справедливых началах. Знаменитый итальянский режиссер совершил такое возвращение в возрасте 63 лет, поставив фильм c названием более чем символичным - "Мечтатели".
Время и место действия картины выбраны с пугающей точностью - весна 1968 года, Париж. Именно здесь во время сеансов в Парижской Синематеке и знакомятся герои картины - американский студент Мэтью (Майкл Питт) и его ровесники-французы - Тео (Луи Гаррель) и Изабель (Ева Грин). Они - брат и сестра, дети известного писателя. Трое молодых людей и формируют тот любовный треугольник, на котором держится весь сюжет картины. Мэтью получает приглашение пожить в огромной парижской квартире своих новых знакомых, ибо их родители отбывают в отпуск за пределы столицы. Так начинается полная интеллектуальных бесед и эротических забав жизнь этой отнюдь не святой троицы. До свального греха дело не доходит, но в ряде ситуаций бесстыдная откровенность, свойственная молодости, грозит перейти в сексуальный эпатаж.
Бертолуччи в который раз доказал, что не боится выносить на плоскость экрана то, что обычно происходит между людьми наедине. Только в "Мечтателях" при достаточном количестве обнаженной человеческой натуры в кадре поиски острых сексуальных ощущений выглядят как игра разума и молодой крови - наивно, иронично. "Секс, наркотики и рок-н-ролл" - известная формула поколения 1968 года реализуется в отношениях героев фильма последовательно. Впрочем, к этому можно добавить еще и культ кино, которым бредит вся троица. Постоянно возникающие в картине фрагменты классических лент десятой музы - это романтическое объяснение в любви Бернардо Бертолуччи к тому, чем он занимается всю жизнь. Подозреваю, что и роман Герберта Адаира "Cвятые безгрешники" он выбрал за литературную основу нынешней ленты потому, что увидел в его персонажах самого себя в юности.
В 1968 году будущий знаменитый режиссер был чуть постарше героев "Мечтателей", но на горизонте его кинематографической карьеры уже маячил призрак его беспощадного "Конформиста". Однако некий комплекс мечтаний и иллюзий, видимо, Бернардо еще хранил в своей душе. Иначе бы его не тянуло так сильно в прошлое. Если вдуматься в смысловые конструкции большинства картин итальянца, то можно заметить, что один из его сквозных и любимых мотивов - становление молодой души в самых разных исторических и культурных контекстах. Причем духовное взросление Бертолуччи никогда не отделял от греховного познания мира, замешанного на сексуальной самоидентификации тех, кто приходил в сей большой и дисгармоничный мир.
В "Мечтателях" юные герои пытаются отгородиться от реальности стенами квартиры, в которой они проводят почти все свое свободное время. Они - не сознательные беглецы от действительности. Просто им интереснее втроем, чем со всеми остальными людьми. Тридцать лет назад Бертолуччи уже поставил горькую и безысходную драму о том, что человек никак не может спастись от своих проблем ни в четырех стенах, ни в сексе. То было знаменитое "Последнее танго в Париже". Тогда пустота окружавшего главных персонажей пространства жизни словно подталкивала героев Марлона Брандо и Мари Шнайдер в страстные и мучительные объятия друг друга. Но и в интимной близости их ждало не спасение, а отчуждение. Нынче Бертолуччи словно спорит с самим собою образца 1972 года. Он откровенно цитирует не только некоторые мизансцены "Последнего танго...", но и как бы раскладывает на троих героев "Мечтателей" характер того юного режиссера, которого в том скандально известном фильме играл Жан-Пьер Лео.
Зрители не обязаны знать все предыдущее творчество Бернардо Бертолуччи. Они вообще могут не иметь представления, откуда он родом. Но даже в этом случае они не смогут не заметить некоторую смущающуюся откровенность героев в поисках гармонии тела и духа. Их интимные игры - не бунт, не вызов молодого поколения старшему, а всего лишь способ бытия. Студенческие волнения, случившиеся в ту пору в Париже, однако, как раз и стали ситуацией выбора пути. Оставаться в своем замкнутом интеллектуально-сексуальном мирке или выйти на улицу. Мечтатели Бертолуччи выбрали второе, как и большинство сверстников. Тем самым игра перестала быть самоцельным эпатажем, превратившись в реальный революционный бунт. Cвобода в мыслях привела к попытке молодежной революции 1968 года во Франции. Свобода в вопросах морали обернулась изломом сексуальной революции тех же бурных 60-х годов прошлого века повсеместно. Надо ли вспоминать, что одна из ранних картин Бертолуччи называлась "Перед революцией"?
Парижская бунтующая толпа, в которой оказываются мечтатели, разлучает героев. Изабель и Тео яростно бросаются навстречу шеренге полицейских. Мэтью в растерянности застывает посреди спасающихся бегством демонстрантов. Надвигающаяся грозная сила в лице стражей закона очищает пространство финального кадра фильма Бернардо Бертолуччи. И после всего увиденного раздается - как гимн ушедшей молодости - легендарная песня Эдит Пиаф "Я ни о чем не жалею". Звучит как афоризм, с которым готов согласиться. Особенно в том, что касается юности.