СЛЕПАЯ ЛЮБОВЬ К ВЕРТОЛЕТУ
Однажды вертолетчик-ас Вадим Базыкин подарил своей дочке облако. Поймал в полете несколько белых хлопьев и привез Ксюше в стеклянной баночке. А рыбаки-неудачники каждую весну получают от него не менее удивительный дар - собственные жизни. Но из года в год петербуржцы игнорируют заботу об их же собственной безопасности и выходят на опасную гладь за жалким уловом. За спасение рыбаков шеф-пилот авиакомпании "Спарк+" Вадим Базыкин и его команда награждены орденами "За личное мужество". Однако самой большой наградой для Вадима, по его признанию, всегда были слова благодарности матерей, жен и детей за спасение родных.<br>
"Мы с удовольствием беремся за спасение рыбаков, - говорит Вадим Базыкин, - потому что летчик постоянно нуждается в адреналине. Человека, который работает в Антарктиде и Арктике, необходимо постоянно натаскивать, как бойцовую собаку". Однако все дело не только в тренировке: "Когда шасси вертолета касаются земли, ты понимаешь, что за плечами облегченный вздох и чьи-то практически вытащенные за волосы судьбы".
Среди спасательных операций были и уникальные. Так, в январе прошлого года со льдины в Ладожском озере на территории Всеволожского района спасатели сняли 37 рыбаков-любителей. А еще раньше в акватории Финского залива Вадим Базыкин целые сутки вел поисковую операцию по спасению шести рыбаков. В 20-градусный мороз они почти сутки дрейфовали на льдине площадью в 2 км и толщиной всего 10 см.
"Одного такого дрейфующего, я помню, взяли с Ладоги с ножом в руках. Задержись мы на минуту, и он покончил бы с собой", - вспоминает Вадим Валерьевич. По его словам, себестоимость одного летного часа вертолета составляет около тысячи долларов. А ведь каждый вылет составляет не менее двух часов - и почти ежедневно.
На фоне спасения рыбаков-неудачников Вадим Валерьевич выделяет три крупные операции: в Антарктиде, парома "Эстония" и недавнее спасение полярников с дрейфующей станции "СП-32". "За это можно себя уважать, - говорит он, - для мужчины необходимо сделать революционный поступок, чтобы почувствовать себя сильным". Несмотря на разветвленную структуру МЧС, за помощью всегда обращаются к компании "Спарк+". "Меня удивляет этот факт, но я хочу, чтобы обращались и впредь, - значит, в нас верят", - улыбается шеф-пилот.
Еще 10 лет назад в очень серьезных условиях Вадиму Базыкину пришлось спасать на Ладоге дрейфующих рыбаков. Опасаясь за жизнь экипажа, начальник управления не хотел отпускать в полет. "В словах звучало решительное "нет", но его голос выдавал желание спасти, ведь гибли жизни", - вспоминает пилот. Тогда командир взял ответственность на себя и пообещал, что, если встретит серьезные погодные преграды, вернется. "Я не сумасшедший и не позволю сломать шею себе и другим людям", - сказал тогда Базыкин.
Каким-то образом начальник почувствовал, что летчик полон сил, и разрешил лететь. Операция прошла успешно. "Главное - не переоценивать свои возможности, - говорит Вадим Валерьевич. - У летчиков-испытателей есть понятие "королевская подстава" - сделать так, чтобы следующий не смог этого сделать либо убился. Нам, спасателям, так нельзя. Мы не имеем права на ошибку".
Наша вертолетная школа, по словам Базыкина, считается одной из лучших в мире. Помимо спасения рыбаков команда часто монтирует в Ленобласти телевышки. Там, где не подъехать крану, используют воздушный монтаж. Любопытно, что МИ-8, с помощью которых и осуществляется монтаж, во всем мире называют "слепыми вертолетами" и отказываются на них работать. У Базыкина на этот счет свое мнение. "Я немного летал на КА-32, на МИ-26, но МИ-8 - мой любимый вертолет", - говорит он. За 22 года работы за штурвалом вертолетчик-легенда провел в воздухе 8 тысяч часов.