АЛЕКСАНДР КРИВОНОС: ДЛЯ МЕНЯ ТЕЛЕВИДЕНИЕ - ЭТО ВЕСЬ МИР
Александр Кривонос - теле- и кинорежиссер, автор документальных и научно-популярных фильмов, создатель многих сюжетов знаменитой в 80-90-х годах телепрограммы "Пятое колесо", лауреат нескольких престижных зарубежных наград.<br>
- Чем вы сейчас заняты?
- Ожиданием госпремии. В прошлом году тоже был выдвинут, тоже ждал, но не получил. Теперь снова выдвинут. Это большой проект совместно с Русским музеем. Он называется "Русский музей - детям". Я снял 20 фильмов. Они не были показаны по телевидению, но продаются на кассетах и CD. Надеюсь, если получу госпремию, покажут и по телевидению. У меня сейчас вообще мысли только о том, как вернуться на телевидение.
- Тогда расскажите, почему в свое время вы оттуда ушли?
- Нет, тогда уж расскажу, как пришел на телевидение в 1965 году.
- Давайте так: почему пришли, потом ушли, а теперь снова стремитесь вернуться?
- В 1965 году в 16 лет пришел на студию в качестве грузчика. Таскал коробки с пленкой. Тогда там начинали свою карьеру многие известные впоследствии люди. Например, режиссер Сергей Соловьев. Мне в ту пору казалось, что весь мир сосредоточен здесь - на улице Чапыгина. И я не мыслил себя вне телевидения. Потом было много всего, но пик - это конец 80-х годов, "Пятое колесо", где я был одним из режиссеров и авторов, и все что хотите... Работал в горячих точках, делал репортаж из Сухуми за три дня до падения города. До этого брал интервью у Гамсахурдиа. При этом никто ничего не заказывал. Деньги? Такого понятия в тот момент не существовало. Кто-то покупал билет, и мы с оператором летели. Снимем - и обратно. И вся страна видит то, что мы сняли. Вот она - слава! При чем тут деньги?.. Но потом Ленинградское телевидение кончилось. Мы ушли на Российское. Мне было понятно, что мы сделали ошибку. К тому же хотелось, чтобы что-то оставалось, а не проскакивало в эфир без следа. А "что-то оставалось" - это кино.
Один из первых моих фильмов - "Уроки Армении" с Андреем Битовым. Весь фильм мне обошелся в $500.
- Снимали на свои деньги?
- Конечно. Думал, сделаю это кино и все скажут: "Ах!" Это было наивно. Так же как и вся жизнь, тогдашняя романтичная жизнь. Казалось, стоит сказать - и тебя поймут. И глаза у всех горели, и было это всего 14 лет назад, ерунда какая-то, просто вчера...
А потом появились датчане. Я показал им свои фильмы. Они ничего не поняли, но сказали, что все это очень интересно. У них была тогда такая программа поддержки развития кинематографии в прибалтийских странах и Ленинграде, в то время уже Петербурге.
- И что вам предложили снимать?
- Ничего не предложили. Нас спросили: что мы хотим? Я дал список тем. Один из европейских боссов посмотрел и ткнул пальцем - попробуй сделать про русский авангард.
- А что это за фильм?
- Называется "Русский авангард, или Роман с революцией". Это история о Николае Николаевиче Пунине. Рассказ о Филонове, Малевиче, Татлине, увиденных глазами Пунина. Пунин - фигура на Западе неизвестная, но их заинтересовало то, что герой - искусствовед. Такого у них еще не было. К тому же его трижды арестовывали, умер в лагерях. Это входит в брэнд западного представления о нас. А для меня было важно, что я нашел кинохронику, которую никто не видел. Хроника 18-го года, ленинский план монументальной пропаганды, открытие памятников. Пунин в то время комиссар.
- Какой памятник он открывал?
- Там было несколько памятников: Карлу Марксу у Казанского собора, памятник Шевченко, памятник Софье Перовской у Московского вокзала. В толпе стоят Татлин, Луначарский и много других известных людей. Мы пытались восстановить жизнь Николая Николаевича и его взгляды. Для западного зрителя важно не то, что думает режиссер или продюсер, а то, что было на самом деле. То есть такое кондовое документальное кино. Но в то же время с какими-то "штучками". Но "штучки" только на 10 процентов. Остальное - доскональная информация, которую должен получить зритель. Такое профессиональное жесткое кино. Этот опыт был очень полезен, потому что кончались перестроечные годы, в течение которых мы делали кино, основанное на собственных ощущениях. Все свободны и делают что хотят. Будет зритель смотреть, не будет - не важно. Главное - самовыразиться. А западники сказали: "Нет, за "бабки" надо выкладываться". И мы постарались выложиться. За фильм о Пунине я получил очень престижный приз во Франции в Беаррице, фильм показали в 50 странах, была хорошая пресса.
Потом я снял на грант фонда Форда кино под названием "Московские высотки". Тоже нашел очень много интересного материала. В результате "Высотки" получили приз в Монреале...
- Почему же, если все на Западе складывалось так успешно, вы стремитесь обратно на наше доморощенное телевидение?
- Когда работаешь там, постепенно выясняется, что мы все-таки другие. То количество усилий, которое ты должен потратить, чтобы создать определенный продукт, очень велико. Здесь за то же время могу сделать гораздо больше. Правда, за меньшие деньги и с меньшей славой. Конечно, когда здесь говоришь, что у тебя есть несколько международных призов, с тобой разговаривают по-другому. Но те ведра крови, которые проливаешь там, стараясь объяснить какие-то очевидные вещи, многое сводят на нет. Еще раз повторю: мы - другие...
Поэтому, думаю, если четко выстроить на нашем телевидении производственный процесс, без романтизма и профессионально, то будет больше пользы.
Смотрю телевизор пристрастно и вижу, что за годы моего отсутствия на TV пришло много дилетантов. Свято место не бывает пусто. Эти люди меньше понимают и умеют, но более энергичны, обросли связями. А я хочу вернуться на свою клеточку. Ведь у меня свой зритель был и до "Пятого колеса". Теперь понимаю, что как не бывает бывших кагэбэшников, так не бывает и бывших телевизионщиков. Для меня, как и 40 лет назад, телевидение - это весь мир.
- А вы не боитесь, что за эти годы ваша аудитория стала другой?
- Так ведь и я изменился. И надеюсь, что не устарел. Талант, как говорится, не пропьешь. К тому же за мной опыт Ленинградского телевидения, а я уверен, что оно было одним из самых профессиональных в мире.
- Даже так?
- Уверен. Я много видел. Куда бы ни приезжал, сразу включал телевизор. Перевода мне не требуется - смотрю картинку, вижу, как работают. И говорю с полной ответственностью: на нашем телевидении было множество открытий. Москвичи всегда воровали идеи у ленинградцев. На студии к этому относились с известным юмором. У Центрального телевидения было больше денег, больше возможностей. Зато у нас работали настоящие профессионалы, которые с меньшими средствами делали замечательные вещи. Кое-что из этого кино и телевидение начинают осваивать только сейчас. Прекрасные постановки моего учителя Давида Карасика, великолепные "Мертвые души" Александра Белинского, спектакли Ирины Сорокиной, Володи Геллера. Это художественное вещание, а была еще отменная публицистика. Не знаю, что сейчас будет с возрождением Петербургского телевидения, но уверен, что тот опыт не пропадет.
Вернее, так: в возрождении телевидения очень важна позиция властей. У телевидения огромные возможности, которыми политики плохо пользуются. Вот в недавние времена по одному каналу кричали, что губернатор Яковлев молодец, а по другому - что нет, не молодец. И чего на это смотреть, это же не интересно. Самое простое - это "все на выборы", или так называемая джинса - купи то, купи это, или какая-нибудь раскрученная певичка. Такие вещи лежат на поверхности. А внутри, повторяю, много замечательных возможностей, которыми не умеют пользоваться. Помните, как в перестройку Алан Чумак заряжал перед телекамерами воду? Казалось бы, полный бред. Но не такой уж бред, потому что телевидение - очень серьезное оружие, и не столько идеологическое, как думали при советской власти, сколько психологическое. Об этом мало кто думает. Правда, иногда натыкаешься на программы, где режиссеры, продюсеры, сценаристы что-то важное из арсенала телевидения используют толково...
- Так ваши планы связаны с возвращением на петербургский канал?
- Нет, стремлюсь сотрудничать с каналом "Культура". Он мне вообще нравится. К тому же там нет рекламы. Я уже сделал для них фильм о Петербурге, и было приятно, что кассеты с этим фильмом наш президент подарил Джорджу Бушу.
Сейчас собираюсь для "Культуры" экранизировать рассказы нашего замечательного питерского художника Эдуарда Кочергина. Потом есть проект под названием "Город мастеров". Это про людей, которые что-то умеют делать своими руками, и почему они это делают... Есть еще идея фильма о городах-героях, о легендах и действительных фактах...
Я уже сделал для канала "Культура" фильм о Петербурге, и было приятно, что кассеты с этим фильмом наш президент подарил Джорджу Бушу.