СВЕТЛАНА ЗАХАРОВА: И МАРИИНСКИЙ, И БОЛЬШОЙ ДЛЯ МЕНЯ ОЧЕНЬ ДОРОГИ

Нечасто с труппой Мариинского театра танцуют приглашенные солисты - только в исключительных случаях. Таким исключительным случаем стал спектакль, посвященный юбилею замечательного педагога-репетитора - в прошлом блестящей балерины - Ольги Николаевны Моисеевой. Танцевала "Баядерку" бывшая прима-балерина Мариинского театра, ныне солистка Большого, Светлана Захарова. Многие завсегдатаи, не видевшие балерину с начала сезона (его она открыла уже в Большом), после спектакля говорили: "Светлану не узнать". Действительно, преображение было очень заметно: безупречная техника Захаровой наконец-то наполнилась смыслом - красота формы ее танца заиграла в осмысленном, прочувствованном, выразительно созданном образе баядерки Никии. С этой долгожданной перемены и начался наш разговор...<br>

- Я очень много думала над этой ролью. Партия была сделана давно, но новый жизненный этап, перемены заставили меня многое пересмотреть в ней. - Что вы с сожалением оставляли в Мариинском театре? - Конечно же, своего репетитора Ольгу Николаевну Моисееву, с которой я проработала 7 лет. Она взяла меня под свое крыло 17-летней девочкой, с тех пор все трудности и радости мы переживали с ней вместе. Расставание было для меня очень тяжелым. Уходя из Мариинки, я очень волновалась, как у меня сложатся отношения с новым педагогом. - С кем вы работаете в Большом? - Судьба свела меня с замечательным педагогом - Людмилой Семенякой, это очень умный и профессиональный человек. Я рада, что у нас с ней быстро установился контакт. - Если сравнивать Большой и Мариинский театры по масштабу, по престижу - для вас они равны? - Я не очень люблю сравнивать - оба эти театра для меня очень дороги. - Что нового в творческом плане вы нашли в Большом театре, какие новые партии? - Большим событием было то, что в начале сезона я станцевала труднейший балет Пьера Лакотта "Дочь фараона". Этот спектакль записывали на DVD. Для меня это было очень важно - сейчас редко записывают балетные спектакли, которые будут храниться на пленке, продаваться на дисках. Я станцевала "Лебединое озеро" Григоровича, скоро в Большом будут ставить Баланчина - "Симфонию до мажор", "Агон", "Кончерто барокко" и классические па-де-де. Это будет интересно - для меня новая работа, эти балеты Баланчина я еще не танцевала. - Вы же танцевали "Симфонию" в Мариинском театре? - Из четырех частей я танцевала только первую, а теперь буду делать вторую. - Из современного репертуара вам хотелось бы что-нибудь попробовать? - Да. - А нашумевший спектакль "Ромео и Джульетту" Раду Поклитару не думаете станцевать? - Этот спектакль я, к сожалению, еще не видела. Когда была премьера, меня не было в Москве, а сейчас спектакль не идет, поэтому я не могу высказать своего мнения о нем. - Вы работали уже со многими балетмейстерами - и с Ратманским, и с Ноймайером, пробовали танцевать Форсайта. Чей стиль для вас более привлекателен, в чем вы себя органичнее ощущаете? - Мне было интересно работать со всеми балетмейстерами, потому что все новое меня очень привлекает. Но своего балетмейстера, с которым я бы хотела работать постоянно, я еще все-таки не нашла. - Вы ищете? - Я смотрю, кто что делает; бывает, хожу на спектакли молодых балетмейстеров. Мне бы очень хотелось, чтобы кто-то что-то поставил специально "под меня". - Чего вы ждете от нового руководства балетом Большого, от Алексея Ратманского? - В таком крупном театре, как Большой, настолько все поставлено на свое место, настолько заведена машина, ведущая театр, что очень сложно говорить о переменах, - нужно хотя бы полгода, чтобы понять, как ты себя здесь ощущаешь. Я надеюсь, Ратманский будет искать каких-то новых хореографов, будет ставить свои балеты. - Расскажите, пожалуйста, о гастролях Большого в Grand Opera. Вы уже не в первый раз танцевали в Париже, знакомы с той публикой. Каким вам показалось отношение там к труппе Большого? - Да, я уже несколько раз танцевала с труппой Grand Opera, у меня в Париже есть свои поклонники. Когда я ехала туда в качестве балерины Большого театра, я чувствовала на себе двойную ответственность: во-первых, я должна была оправдать надежды тех зрителей, которые меня знают и помнят, но на мне лежала большая ответственность еще и потому, что я открывала гастроли театра, танцевала первый спектакль. Все это понимали, и даже за кулисами девочки из кордебалета мне сказали: "Ну, Светочка, давай, твой успех - наш успех". Все меня очень поддерживали, и для меня это было очень важно. Ведь всегда очень многое в успехе гастролей зависит от солистов. Но сейчас вся труппа находится в очень хорошей форме. На парижских спектаклях я увидела полностью наш кордебалет - потрясающий кордебалет: очень красивый, все ровненькие, рост замечательный, красивые линии. Они молодцы. И принимали нас потрясающе. Я почувствовала, что балет Большого очень ценится в мире. Эти гастроли показали, что наш балет - лучший. - "В области балета мы впереди планеты всей..." - Да, да, что-то в этом роде. Мы это доказали. Были сплошные аншлаги, билеты в кассе невозможно было купить. Очень многие хотели посмотреть наши спектакли. Мы показывали три спектакля - "Дочь фараона", "Лебединое озеро" и "Светлый ручей". Я знаю, что у администраторов была напряженная ситуация с тем, чтобы устроить на места всех желающих. - В Париж еще приглашают? - После первого спектакля объявили, что Большой театр будет теперь часто выезжать в Париж. Вообще за последнее время такого успеха в балете не было давно. - Какие театры приглашают вас? - В конце февраля - начале марта я буду танцевать "Жизель" с труппой Grand Opera, в ABT (Американском театре балета) приглашают станцевать "Баядерку", в Ла Скала - "Лебединое озеро" в редакции Бурмейстера. Любопытно, что это для меня будет уже девятая постановка "Лебединого". Недавно я вернулась из Токио, запланированы также выступления в Неаполе. Летом Большой театр едет на гастроли в Лондон, в Ковент-Гарден. - А домой на Украину вы успеваете ездить между спектаклями и гастролями? - В Киеве я не была уже 9 лет. В 15 лет уехала и больше там не была. Киев - не родной мой город, я там только училась. А дом сейчас для меня в Москве, потому что здесь моя семья. Где моя семья, там и мой дом. Если где-нибудь на гастролях я буду приходить в гостиницу или в съемную квартиру, где меня будут ждать мои родные, там и будет мой дом. - Есть у вас мечта что-то станцевать? Может быть, какая-то сцена еще осталась вне охвата ваших гастрольных выступлений? - Да, это Ковент-Гарден. Я танцевала на этой сцене во время гастролей Мариинского театра, но мне хотелось бы выступить с труппой Королевского балета. В этом сезоне Наташа Макарова приглашала меня станцевать там "Баядерку", но в тот период шла подготовка к "Дочери фараона", оставалась неделя перед премьерой, поэтому я не могла выехать. Вообще сейчас очень много работы: если я в Москве, у меня спектакли в Большом театре, если нет - я танцую где-то за границей. Случайно получилось, что мне удалось станцевать "Баядерку" в Петербурге. Ольга Николаевна меня попросила, и я не могла ей отказать. - Как вы пережили всю шумиху, которая разразилась вокруг вас в связи с вашим переходом из Мариинского театра в Большой? - Поначалу действительно говорили, писали, но я старалась не обращать на это внимания, чтобы ни у кого не создавалось проблем по этому поводу. Журналисты задавали вопросы, но я старалась, что называется, не выносить сор из избы, старалась не афишировать те проблемы, которые были у меня. Я из этого никакого скандала не делала, и все довольно быстро утихло. - Как вас встретил Большой? - С интересом - как к новому человеку. Когда я пришла в Большой театр, здесь некоторые меня встретили не очень тепло, потому что здесь свои балерины, свои поклонники, но я своей работой доказывала, что имею право работать в этом театре, и меня приняли. Гастроли в Париже доказали, что я нахожусь в своем театре.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.