ДВЕ ПАСХИ И НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

Почему-то ни у кого из противников новых европейских праздников, постепенно внедряющихся в наш повседневный обиход, не вызывает никакого протеста один давний обычай. Возможно, аналогию сочтут кощунственной, и все же. Не одно поколение девушек, сдающих экзамены, жен, страдающих из-за неверных мужей, и так далее ходят на Смоленское кладбище к Ксении блаженной и пишут ей записочки: "Милая Ксения, помоги сдать диамат" (и такое было), "Дорогая Ксения, верни моего мужа". В общем-то, к истинной вере это не имеет ни малейшего отношения. Суеверие - но трогательное, эмоциональное и в принципе не содержащее ничего плохого. Людям нужно утешение и радость. В том числе и праздники.<br>

В советское время у нас было очень мало праздников. Уж на что та же Масленица - так и ту, чтобы праздновать, назвали какими-то "проводами русской зимы" - для того, чтобы соблюдать стариннейшие ритуалы: блины, катания на санях. И Новый год каким-то чудом сохранился и даже выходным днем стал. А что народ советский (как, впрочем, и досоветский "народ-богоносец") в массе предпочитал всем ритуалам один - неумеренные возлияния... Чем от сегодняшних Дня святого Патрика или Дня святого Валентина отличались многочисленные престольные праздники, для всякой деревни свои? Тут - карнавальные элементы, игра, ощущение некоей глобальности и сопричастности. Молодежь наверстывает свое - после того как их родители были отлучены от Европы и мира. Разумеется, затеи это все чисто светские, и вряд ли кто-то серьезно предается благочестивым размышлениям о душе... Вспоминаю песню-балладу, которую сложил народ под Гжатском (ныне Гагарин Смоленской области): "На Никитин день в селе Скугореве зарезал Родина Саня Огоньков". Родин был убит человеком по фамилии Огоньков в пьяной драке, стенка на стенку, в престольный праздник. Никита - это, стало быть, святой. И именно его день славился в окрестностях знаменитого села (здесь Денис Давыдов создал первый партизанский отряд) дикой поножовщиной. Там еще и девку не поделили... Да, маловато во всем этом христианства, не больше, чем в Дне святого Патрика. Но, может быть, речь о другом - о культуре праздника, о культуре отношений между людьми... Большая часть народа (хорошо это или плохо) придерживается каких-то своих религиозных воззрений. Перекреститься. Лишний раз удержаться от ругательства. Посмотреть на себя и свои грехи со стороны. Не сделать гадости. Похоронить родных по христианскому обряду. (Или по мусульманскому, или иудейскому.) Много это или мало? Возможно, недостаточно. Но такие вещи определяет человек для себя сам, и часто даже не в беседе со священником, а в беседе с самим собой. И тут приходят (с телеэкрана, со страниц газет) суровые ревнители церкви, словно забыли, что она пока еще законодательно отделена от государства. И что свобода совести тоже пока не отменена. Я родилась в краях, где всегда отмечали две Пасхи - православную и католическую. Ходили друг к другу в гости с крашеными яйцами, с куличами. И два кладбища были бок о бок, и цветы там росли одинаковые. И вот там-то как раз не упомню пьяных драк на престольные праздники. Может быть, потому, что представители "русской" и "польской" веры вели своего рода духовное соревнование - без взаимной ненависти. Чьим детям матери сшили к празднику наряды красивее и изобретательнее? Чьи булочки с маком ароматнее? Чей двор выметен чище? И, между прочим, в тех западных краях в свое время Закон Божий преподавался отдельно для православных, отдельно для католиков. И к присяге солдат приводили - к своему священнику, раввину, мулле. И никому ничьи праздники не мешали... Как никому не мешал праздник Нептуна в пионерском лагере. Обмотаться водорослями, изображать всякую нечисть (страшно сказать), чертей и русалок. Кощунство? И Иван Купала с цветами папоротника - тоже кощунство? А как же Николай Васильевич Гоголь с его сложными духовными исканиями, например, ночь перед Рождеством? А ведь неистовый Виссарион (Белинский) нападал на него как раз-таки за неумеренное боголюбие... Человек ищет радости, хочет праздника. Ему нужен дружелюбный мир вокруг. Обратите внимание, как все любят вешать в машине или ставить на рабочий стол игрушки-существа: домовых и прочих. Опять же язычество, скажут суровые ревнители. Не может быть против Бога то, что доставляет человеку спокойствие и уют, настраивает его на общение с силами природы, успокаивает нервы и делает добрее. Я знакома с многими православными священниками, работающими в дальних северных приходах, в бедных храмах. И обратила внимание на то, что именно они терпимее к многим вещам, которые вызывают гнев в столицах. Глобализация? Да какая там глобализация, если автобус ходит раз в неделю, и то когда дорога позволяет. Чуждое влияние? Откуда ему взяться - случайно забредшие норвежские туристы-экстремалы да Гасан, торгующий в ларьке. Немногочисленные интересующиеся детишки придут к молодому батюшке, и он им будет рассказывать не только про Священное Писание, но и про все-все: как в мире люди живут, кто такой Кафка, какие бывают карнавалы и как сложилась судьба знаменитых "Биттлз". Объяснит, что он христианин, а Гасан - мусульманин, а норвежцы - протестанты, и всем есть место в этом мире... Чтобы основы настоящей духовности, настоящей веры входили в жизнь, нельзя идти путем осуждений и ограничений. Святой Валентин - символ блуда? Выходит, обычная человеческая любовь - это блуд? "Ехидный и лукавый дух богатства" в День Патрика? А что, теперь всем велено уходить в пустыню и питаться там акридами? Давайте тогда будем последовательны. Не будем праздновать, не будем плодиться и размножаться, не будем пытаться заработать копейку себе и детям. Угодно ли это будет Богу и всем святым? Не думаю. Человеку всегда было свойственно представлять святых, как очень хороших и праведных людей, заслуживших божественную славу. И вместе с тем как людей, у которых была своя жизнь, индивидуальные черты и даже слабости. К слову, ортодоксальные иудеи считали, что нельзя даже приближаться к христианскому храму - дескать, у христиан многобожие, сиречь язычество, целый пантеон святых. Представляете, что было бы, если бы за тысячи лет евреи остались поголовно такими же фундаменталистами? Но жизнь меняется, XXI век на дворе. Мне кажется, зачастую имеет место банальная фобия - страх перед чем-то новым, непонятным и потому кажущимся опасным. Спрятаться от окружающего мира, закрыть лицо, не называть своего имени перед "чужим", отгородиться... Но это очень древний и по сути своей языческий страх.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.