НЕ ГЛЯДИ НАЗАД...

23 марта исполнилось бы 70 лет Евгению Клячкину<br>

Он - из той "звездной" плеяды питерских бардов шестидесятых годов, собиравшихся в знаменитом клубе "Восток". Самый "ленинградский", самый тонкий и ранимый, самый хрупкий и тревожный... Сегодня в Концертном зале у Финляндского вокзала пройдет вечер, посвященный 70-летию Евгения Клячкина. Он не дожил до этого юбилея почти десять лет. "Бардом великого города с областной судьбой" назвал его Александр Городницкий. По его словам, "в основе лучших песен Клячкина лежит "неизбывная привязанность блокадного мальчика к покинутым дворцам, сырым, промозглым переулкам, обветшавшим домам и каналам". Действительно, самые пронзительные и светлые песни Клячкина - о Ленинграде. "Мокрый вальс" и "Песня об утреннем городе", "Колыбельная домов" и "Возвращение". А есть еще знаменитые "Не гляди назад", "Сигаретой опиши колечко", "Псков", "Две девочки"... Он не часто выступал на сцене - но в каждом концерте "выплескивались" до конца его обнаженная душа и растревоженная совесть. Говорят, его великий земляк Иосиф Бродский был не очень доволен тем, что на протяжении многих лет его стихи в Советском Союзе знали большей частью только потому, что Клячкин положил их на музыку. Действительно, "Пилигримов" и "Рождественский романс", "Письма римскому другу" и "Стансы Васильевскому острову" мы когда-то пели, не всегда хорошо зная, кто такой Бродский, но твердо зная, что это песни Клячкина. Дома ему было трудно и душно. "Вина Жени перед власть предержащими была всего лишь в том, что он вел себя как свободный человек в свободном обществе, а это в их глазах было непозволительной роскошью", - говорит его близкий друг, известный исполнитель и многолетний руководитель клуба "Восток" Михаил Кане. Запрещались концерты, "тормозился" выпуск пластинок - и, не выдержав, в 1990 году Клячкин уехал в Израиль, сказав, что "не может больше жить в стране сплошной лжи". Увы, жизнь на "земле обетованной" оказалась для него не легче. Вплоть до того, что и там запрещали его выступления. И все же со временем все, казалось бы, стало налаживаться. Десять лет назад свое 60-летие Евгений Клячкин отмечал в родном городе, в клубе "Восток". Переполненный зал встречал его овацией, со сцены звучали его лучшие песни... Давая небольшое интервью "Невскому времени", Клячкин говорил, что закончился вынужденный перерыв в его творчестве. Кто мог знать, что это интервью окажется последним? Минуло четыре месяца - и 30 июля 1994 года, во время купания в неспокойном Средиземном море, у Клячкина отказало сердце. И вот уже десять лет, как в Петербурге в день гибели Евгения Клячкина на Стрелке Васильевского острова собираются те, кто его помнит и любит. Поют его песни, читают стихи, делятся воспоминаниями. А сейчас, к юбилею барда, выходит двойной альбом, подготовленный Михаилом Кане. В нем и восстановленные компьютерным способом авторские записи Клячкина из коллекции Михаила Крыжановского и современные записи его песен в исполнении ансамбля авторской песни "Санкт-Петербург", а также Юрия Кукина, Александра Розенбаума, Михаила Кане, Антона Духовского, Алены Чугуновой, Николая Простакова, Валерия Чечета и других. "Сегодня, когда вспоминают имена славной плеяды бардов-шестидесятников, имя Евгения Клячкина упоминается нечасто. Это несправедливо! Создатели этого альбома постарались это показать", - говорит Кане... Двадцать лет назад, в сентябре 1984 года, Клячкин написал песню памяти только что ушедшего Юрия Визбора, где были такие строчки: Пока на чашечках кривых Весы удерживают гири - Мы сохранимся в этом мире - Живые - среди вас, живых... Так же, как Визбор и Окуджава, Галич и Высоцкий, Евгений Клячкин остается живым среди нас, живых. До тех пор, пока о нем помнят, поют его песни и собираются на Стрелке Васильевского...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.