В МАРИИНКЕ - ТЕАТР-ПАМЯТНИК
Гастроли традиционного японского театра Но состоятся в эти выходные на сцене Мариинского театра. Они организованы обществом "Хакусекай" и станут последним и великолепным аккордом фестиваля японской культуры в России, который продолжается с прошлого года.<br>
Даже по вопросам, которые задавали питерские журналисты, специализирующиеся на темах культуры, Сакаи Отосигэ, руководителю труппы, стало понятно, что представление о театре Но у нас весьма туманное. "Как такой древний традиционный театр ставит пьесы современных авторов?"... На это Сакаи-сан вежливо ответил, что за последние несколько веков для Но не было написано ни одной новой пьесы и что свою задачу актеры Но видят в шлифовке достижений старых мастеров сцены.
Да, это застывший театр, где канонизированы не только пьесы (репертуар Но сегодня составляет примерно 200 пьес-екеку), но и костюмы, маски, каждое движение танца. В каком-то отношении это скорее религиозная община, где секреты мастерства передаются от отца к сыну и актеры более напоминают священнослужителей.
Но этот театр, объявленный ЮНЕСКО в 2001 году одним из наиболее охраняемых памятников нематериальной культуры (в Японии таковым достоянием объявлен сам Сакаи), живет полноценной жизнью и не собирается уходить в небытие:
- Сложно привнести новое в театр, где все движения души выражаются мельчайшими движениями тела, - говорил Сакаи.
Однако японские актеры, сохраняя весь канон Но, все же могут прочесть по-новому свои роли. Все зависит от внутреннего состояния, когда актер полностью сливается с текстом пьесы, костюмом, маской, своим героем.
Японцы, по словам Сакаи Отосигэ, очень рады выступать в Петербурге, "сокровищнице русской культуры". Он рассказал, что когда получил от Валерия Гергиева в Японии приглашение на гастроли, то сразу ответил: "С радостью!"
- Надеюсь, эти гастроли откроют души наших народов друг другу, - сказал он.
У наших народов своеобразные души, но мы тоже надеемся, что древнее искусство способно приоткрыть для нас суть цивилизации, совершенно отличной от нашей.