УСПЕХ ВУЗА ЗАВИСИТ ОТ УСПЕХА ЕГО ВЫПУСКНИКОВ
В Институте управления и экономики прошла межвузовская научно-практическая конференция "Качество образования в контексте Болонского процесса". Идею конференции поддержали Министерство образования РФ, комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга и Федеральное государственное учреждение "Центр испытаний и сертификации - С.-Петербург".<br>
Участники форума отмечали, что ректор Института управления и экономики Виктор Гневко, инициатор проведения этой конференции, предложил коллегам для обсуждения чрезвычайно актуальную тему. Сегодня, говоря о проблемах, связанных с вхождением России в Болонский процесс, как правило, упоминают о переходе школы на двенадцатилетку, о двух ступенях высшего образования (бакалавриат и магистратура). Однако очень редко поднимается ключевой вопрос - о качестве образования, о системе управления качеством.
Между тем именно качество является критерием конкурентоспособности каждого вуза и всей российской высшей школы. Сегодня, когда у молодых людей появился реальный выбор, где получать высшее образование, они сами решают, отдать ли предпочтение государственному или негосударственному вузу, учиться в родном городе или уехать за границу. Чтобы не потерять своих студентов, высшим учебным заведениям предстоит всерьез задуматься о качестве образовательных услуг, которые они предоставляют.
Ректоры порой сравнивают систему образования с экономикой. В середине прошлого века это была экономика массового производства. Постепенно она перешла не только к штучному, но уже и к производству "по индивидуальному заказу". Не исключено, что именно такой путь наиболее перспективен и для системы высшего образования.
Кто оценивает качество работы вуза? Безусловно, прежде всего работодатель. Одним из показателей деятельности любого университета и института, бесспорно, считается трудоустройство выпускников. Правда, в последнее время из этого критерия убрали требование "трудоустройство по специальности", что на самом деле довольно глупо. Ведь если человек с дипломом юриста работает сторожем на складе, то такое трудоустройство скорее компрометирует вуз, нежели демонстрирует успешность выпускника, не оставшегося совсем без работы.
Учебные заведения, уверенные в качестве подготовки своих студентов, напротив, настаивают на требовании "трудоустройства по специальности". Например, в Институте управления и экономики не скрывают данных статистики: выпускники этого вуза работают в банках, в крупных компаниях, в администрации города, руководят предприятиями, занимаются наукой. И в успешной карьере нынешних студентов (а в институте и его филиалах получают высшее образование 22 000 человек) сомневаться не приходится - в этом вузе давно выведена формула качества. Это принципиальное отношение руководства к тому, кто преподает специальные дисциплины, в каких условиях учатся студенты, как развивается наука и как строятся отношения с работодателями. Причем высокие требования предъявляются не только в Петербурге, но и во всех филиалах вуза. Не случайно в конференции, посвященной проблемам качества образования, приняли активное участие директора более чем 20 филиалов и представительств института.
В этом высшем учебном заведении на всех факультетах (экономики и управления, социального управления, юридическом, информационного обеспечения бизнеса и факультете переподготовки и повышения квалификации) 80 процентов преподавателей - доктора и кандидаты наук, академики и члены-корреспонденты РАН, Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Российской академии государственной службы при президенте РФ. Здесь нормой считаются современные учебные аудитории, компьютеры новейшей модификации, бесплатный для студентов доступ в интернет, настоящая электронная библиотека, разработанная вузовскими преподавателями и учеными. В институте огромное внимание уделяется современным технологиям, потому что иначе конкурентоспособного специалиста не подготовить. А ведь успех вуза, его конкурентоспособность зависят от успеха каждого выпускника.