ДРЕЙФОВАТЬ ЭТО ПО-РУССКИ
"НВ" уже рассказывало об операции Вадима Базыкина, спасавшего полярников с дрейфующей станции "СП-32". Но все-таки остаются вопросы. Какая судьба ждет "СП-33" после всего случившегося? Что удалось сделать во время экспедиции, а что нет? Насколько возможно предугадать опасности в арктических условиях и что для этого нужно? Об этом и многом другом журналистам рассказали Артур Чилингаров, руководитель спасательной экспедиции, президент Ассоциации полярников, Владимир Соколов, начальник Арктической экспедиции, Владимир Кошелев, начальник станции "СП-32", и остальные очевидцы событий.<br>
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ XX ВЕКА
"Технология наблюдений с дрейфующего льда уникальна. Сейчас, 12 лет спустя, мы снова к ней вернулись. Россия заинтересована в подобных исследованиях потому, что о современных изменениях в Центральной Арктике известно намного меньше, чем в крайних морях" - так оценил значение дрейфующей станции заместитель директора Института Арктики и Антарктики Александр Данилов.
Идея организации первой полярной научной дрейфующей станции родилась именно в нашем городе, в Арктическом институте. В 1929 году ее предложил известный полярный исследователь Владимир Визе. Тогда Арктический бассейн был "белым пятном" площадью в 5-6 миллионов квадратных километров, который манил своей загадочностью. Однако воплощена в жизнь эта, поначалу безумная, идея была только 8 лет спустя. "СП-1" во главе с Отто Шмидтом прошла за 9 месяцев 2,5 тысячи километров - от Северного полюса до южной части Гренландского моря. Комплексные исследования Северного Ледовитого океана продолжались до 1991 года, когда в Арктике закончила работу последняя дрейфующая станция "СП-31". За эти полстолетия были сделаны важнейшие географические открытия XX века. Открыты подводные трансокеанические хребты Ломоносова, Менделеева, Гаккеля. Получены сведения о Северном Ледовитом океане, рельефе его дна, о процессах в Арктическом бассейне.
МЕЧТА О ЛЕДЯНОМ ОСТРОВЕ
Как заметил Артур Чилингаров, событием является уже то, что мы снова возобновили регулярные научные наблюдения в Арктике. "Только русские люди могут работать на льду, - продолжает он. - Кроме нас, так не работает практически никто. Ведь постоянно находиться на ледовой платформе крайне тяжело".
Хоть многие страны в последние годы и активизировали свою деятельность в Арктическом бассейне, но их исследования с борта ледокола по чистоте данных уступают нашим наблюдениям с дрейфующих льдов. Например, ряд программ сейчас реализуется военно-морским ведомством и университетами США. Активно работают в Арктике канадские и японские исследователи, ученые Франции, Китая, Кореи. Несколько лет назад в Северном Ледовитом океане больше года работала американско-канадская экспедиция, проводившая исследования с борта вмороженного в лед полярного ледокола.
Однако, по словам начальника "СП-32", корпус судна влияет на показания приборов: "Поэтому наиболее эффективным инструментом исследования процессов в системе атмосфера - лед - океан в полярных районах Мирового океана остается дрейфующая льдина".
Но организация такой станции требует не только огромного опыта, но и значительных средств. По словам Артура Чилингарова, на экспедицию "СП-32" из бюджета было выделено 70,4 млн рублей, а из других источников - 1,5 млн долларов. "На эти средства было куплено современное океанографическое оборудование, которое опускалось под лед, - рассказывает Владимир Кошелев. - Давались ежедневные метеосводки в международный гидрометеорологический центр. На современном уровне проводились гидроисследования, исследования льда". Данные будут обработаны учеными Арктического института. Исследования позволят получить комплексный ряд информации об изменениях, которые происходят в нашем климате. "Эти данные, - продолжает Владимир Семенович, - важны для всего международного сообщества. Россия единственная обладает технологией исследования на дрейфующей станции".
На вопрос, насколько можно предугадать опасности в арктических условиях, Артур Чилингаров ответил: "Нужный размер для дрейфующей станции - 2 x 3 км, а может и меньше. Но где же такую найдешь? Дело в том, что большие льдины со временем уменьшаются. Вообще идеально найти ледяной остров, ибо он дрейфует по максимуму. Один раз я зимовал на таком острове толщиной 28 метров. И все равно он разломался на части. Хоть человек и обладает профессиональными навыками для подбора льдины, природа ему не подвластна".
ВИСКИ С АРКТИЧЕСКИМ ЛЬДОМ
По словам Владимира Кошелева, от "СП-32" удалось сохранить все научное оборудование и научный материал. Потеряно 90 процентов объектов жизнеобеспечения: дизельная, жилые домики, спальные места. "Если смотреть философски, то потери никакие, - улыбается начальник "СП-32". - Станция выполнила свою задачу и сберегла научный материал". "СП-33" продолжит работы своего предшественника. "Он будет расширен в рамках специальных экспериментов, - продолжает Владимир Семенович. - Возможно, будет проведен комплекс геофизических работ, направленный на исследование морфометрии морского дна и геологического строения осадочного слоя".
Подготовка "СП-33" началась еще год назад. 1 августа научно-экспедиционное судно Арктического института "Академик Федоров" выйдет из Петербурга и возьмет курс на море Лаптевых. Далее он пойдет в высокие широты Арктического бассейна, где откроет новую станцию. Это будет уже в сентябре этого года. "СП-33" планируется открыть севернее от Новосибирских островов. С таким расчетом, чтобы станция продрейфовала 2-2,5 года. В отличие от "СП-32" она будет открыта с судна (как "СП-10", "СП-18"). Это даст возможность подобрать очень хорошую льдину.
На вопрос журналистов о будущих планах Ассоциации полярников ее президент рассказал о своем "авантюрном" проекте. "Когда мы с моим коллегой бурили лед на станции "Восток", то подумали, что льду, взятому из глубины, насчитывается 200 тысяч лет! "А почему бы не класть его, например, в виски?" - подумали мы. Правда, кубик такого льда стоит огромных денег. Но этот лед находится под таким давлением, что пить виски с ним будет очень интересно...".