КАК ПОМОЧЬ МИРНОМУ АТОМУ
Тему настоящего и будущего отечественной атомной энергетики (см. "НВ" за 17 февраля) продолжает Эрнест ПЕТРОВ, главный конструктор ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, заслуженный машиностроитель России, автор свыше 120 изобретений и открытия, председатель правления Ядерного общества Петербурга. <br>
Атомная энергетика - не пациент "скорой помощи", ей не нужна реанимация ни в российских масштабах, ни в мировых. Энергетика по-прежнему остается базовой отраслью, без которой не может быть обеспечено существование людей и их производственная деятельность.
Поэтому Анатолий Зродников, директор ФГУП "ФЭИ им. А. И. Лейпунского" (Обнинск), имеет полное основание отстаивать необходимость сооружения в городе подземной атомной теплофикационной станции "РУТА". Город получит при этом источник тепловой энергии и центр уникальных радиационных технологий, институт - рабочие места и некоторый доход, а государство - головной образец станции, привлекательной для тиражирования. Однако нет решения узловой проблемы: откуда взять средства?
И у Евгения Кузина, директора ОАО "Малая энергетика" (Москва), те же проблемы. Из года в год он надеется на сдвиги в реализации проекта плавучей атомной станции с блоками КЛТ-40С, прототипами которых являются ледокольные атомные установки. Станция дороговата из-за того, что вес несамоходного понтона в несколько раз превышает вес энергетики: согласно нормам морского регистра, он должен иметь ледовый класс, системы, устройства и средства корабельной номенклатуры, на нем должны быть жилые помещения для команды и персонала, помещения складов и хранилищ. Тиражирование должно несколько уменьшить затраты, но опять-таки узловая проблема не решена...
В ряду готовых к использованию энергоисточников малой мощности, без сомнения, стоят проекты атомных станций на основе апробированных технологий судового машиностроения. Такие станции могут состоять из 4 и более блоков, "очищенных" от судовой инфраструктуры. Россия располагает опытом строительства сотен корабельных атомных энергетических установок.
Судовое атомное машиностроение и реализуемые на его базе подземные атомные станции теплоэлектроснабжения открывают перед мирным атомом исключительные перспективы. Во-первых, отметим компактность и транспортабельность энергоблоков судового типа, что позволяет организовать их крупносерийное производство под ключ в условиях национальных заводов. Во-вторых, подчеркнем высокую ударостойкость оборудования судового назначения, что допускает размещение и эксплуатацию энергоблоков в практически любых сейсмоопасных регионах планеты. Этим обеспечивается широкая география рынка подобных станций. В-третьих, обратим внимание, что только энергоблоки судового предназначения способны работать в режиме следования нагрузке сети потребителя, благодаря чему станция легко адаптируется к условиям автономного использования, что крайне важно для регионов размещения, не охваченных централизованными сетями ЛЭП.
Главное, что удалось решить за счет компактности энергоблоков, - разместить их в одноуровневых горизонтальных штольнях, созданных по технологиям метростроя. Для конструктивных габаритов блоков кровля штольни в 50 метров достаточна, чтобы обеспечить сохранность оборудования и целостность штатных барьеров безопасности при любых экстремальных внешних воздействиях, включая непосредственный удар современных тяжелых самолетов типа "Боинг-747" или "Антей-124".
Конструктивно подземные атомные теплоэлектростанции на базе судового оборудования обеспечивают гарантированную радиационную безопасность населения в течение всего цикла эксплуатации. Такая технология позволяет минимум в два раза сократить сроки сооружения станции по сравнению с традиционными АЭС с блоками-миллионниками. Таким образом, появляется возможность решения узлового вопроса. Средства предоставят заинтересованные в прибылях акционеры. Пока же их останавливает закон РФ "Об использовании атомной энергии", из которого неясно, чьей собственностью будет станция, в которую сделают вложения. Необходимо уточнить закон, как это закреплено законодательствами США, Германии, Японии, Швеции, Украины, Болгарии и других государств, с тем чтобы инвесторы были заинтересованы во вложении средств. Полагаю, именно так можно открыть второе дыхание мирному атому.