ДОХОДНЫЙ ДОМ ПОНЯТНЕЕ ДВОРЦА
Экспонаты в бывшем музее сестры Ленина не имеют никакого отношения к Ильичу. <br>Но, как оказалось, музей стал только лучше.<br>
Вологодский купец Самарин построил доходный дом. Не такой, как в Петербурге, каменный муравейник с квартирами для "чистой публики" или меблирашками, фактически коммуналками для нищего люда вроде семейства Мармеладовых, а деревянный двухэтажный домик среди берез, в котором сдавал квартиры жильцам. Однажды, лет за 5 до Октябрьского переворота, там поселилась ссыльная Мария Ильинична, приезжала к ней туда и мать Мария Александровна. По этому поводу в советское время сделали Музей Марии Ульяновой. Что в итоге помогло сохранить дом и собрать экспонаты, составляющие сейчас основу совсем другого музея, рассказывающего о более интересных вещах, чем жизнь и борьба несгибаемой семьи Ульяновых.
Квартира Марии Ильиничны - сейчас просто квартира в доходном доме прежних времен с соответствующим интерьером и предметами обихода. Вывеска на Советской, 16, где стоит этот дом, так и гласит: "Страницы истории Вологды конца XIX - начала XХ века с экспозицией квартиры в доходном доме купца А. П. Самарина и сменными выставками". Собственно, это означает следующее. "Жилая часть" музея дает представление о быте определенной эпохи, определенной части населения. А та часть, где прежде были скучные стенды, призванные формировать преданность ленинским идеалам, стала местом интересных выставок.
Сейчас, например, их три. "Фото на память". Фото на память, кстати, вы можете получить здесь и сейчас, усевшись в старинное музейное кресло, "вписавшись" в дореволюционную скромную гостиную доктора, инженера или некрупного купца - гостиную со всякими шкафчиками, вазонами и финтифлюшками. Сотрудник музея вас "щелкнет". А рядом на стенах - афиши и рекламные листки: "Художественная фотографiя "Модернъ" Н. КУЗЬМИНА. Съемка производится исключительно при электрическомъ освещении, А НЕ ПРИ ВСПЫШКЕ МАГНIЯ..." Надо полагать, съемка без магния была чем-то суперпрогрессивным, криком моды. Коллективные фотографии гимназических классов и семейные портреты, модные красавицы и местные бонвиваны, а потом - солдаты, рабочие, школьники послереволюционных лет... Такие снимки хранятся и по сей день в семейных альбомах, где лица прабабушек и прадедушек запечатлены до последней мелкой черточки и вместе с тем как бы окутаны невидимой вуалью времени. Возможно, причиной этого неповторимого совершенства было как раз техническое несовершенство фотографии в ее младенческом периоде, когда съемка и печать были делом долгим и требующим громоздкой фототехники того времени, которую мы видим в витрине.
...А страницы школьных дневников, оказывается, за столетие с лишним ничем не изменились по сей день. Только что старая орфография, да вместо "классного руководителя" - "классный наставник". Да в списке уроков - Закон Божий и прочие "старорежимные" предметы. Это уже выставка "Старая школа". Парты, ручки-вставочки, промокашки, доска, счеты, вид прописей. Если не считать "идейного содержания" - легко убедиться, что такие вещи практически не менялись с "до революции" до 1970-х годов (по крайней мере, я как будто бы вернулась в свою школу, в младшие классы). То есть уже во времена полетов в космос детишек по всей стране учили с помощью допотопных вещей, достойных какого-нибудь толстовского Филипка... Я вспомнила, как появлялись в качестве большой редкости шариковые ручки и как нам запрещали ими писать - "чтобы не испортить почерк", потому что шариковой ручкой нельзя писать "с нажимом". Кто бы поверил тогда, что настанут времена, когда хороший почерк вообще не будет котироваться при трудоустройстве. И даже пишущая машинка станет "динозавром" в компьютерную эпоху. А "нажим" отменили еще в 1970-е, и помню, как многие педагоги считали это новшество опасным для народного образования и вредным для процесса воспитания.
"У самовара". Здесь все понятно. Самовары всех видов, бублички, бараночки и слегка утрированная диорама: гостиная, чаепитие, за круглым чайным столиком дама в прическе, в кружевах и с мандолиной, просто дама в прическе и кружевах, девочка в локонах, мужчина в бакенбардах... Такая идиллия начала века, который оказался вовсе не идиллическим.
В общем-то и раньше дело было не столько в Марии Ульяновой и ее родственниках, сколько в неистребимом интересе к прошлому, которое можно посмотреть глазами и потрогать руками. Вот такую квартиру можно было снять за 25-30 тогдашних крепких рублей в месяц в центре Вологды ("прайс" для ознакомления висит на дверях). Не больно дешево, но поменьше, чем сегодняшние цены за аренду в долларах. Вот такая там была кухня с печкой (и кухарка предполагалась). Вот над таким рукомойником умывались. Салфетки, посуда, мебель... Много музеев-дворцов, где экскурсант восхищенно взирает на имперско-вельможную роскошь. Но кроме графьев и великих князей, всегда было и остальное население страны. И знакомясь с его нероскошным бытом, человек невольно примеряет его к своей жизни и часто обнаруживает много сходства с домом бабушки в деревне или картинами собственного детства...