КТО В ВЫИГРЫШЕ?

В ближайшие два года в России должна завершиться налоговая реформа. <br>Приведет ли она к повышению уровня жизни граждан?<br>

Основные положения реформы были утверждены на совместной расширенной коллегии Минфина и Минэкономразвития, проходившей под председательством Владимира Путина. Главное, что планируется сделать, - снизить единый социальный налог (ЕСН) до 26%. ЦЕЛИ И ПРОБЛЕМЫ Конечная цель здесь благая: чем ниже налог - тем больше стимулов платить зарплату через кассу, а не "в конверте", ведь сегодня, по разным оценкам, в стране не легализовано до 40 процентов зарплаты. "В результате снижения ЕСН бизнес получит около 10 млрд долларов в год", - говорит министр финансов Алексей Кудрин. Что же, порадуемся за бизнес, но эти же 10 млрд потеряют три социальных фонда, доходы которых формируются за счет этого налога, - Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд соцстраха. Между тем известно, что бюджет Пенсионного фонда уже сейчас сводится с большим дефицитом, а в будущем он еще увеличится. Во-первых, потому, что к его увеличению приведет снижение ЕСН. А во-вторых, потому, что, согласно пенсионному законодательству, к 2006 году на 4 процента - с 12 до 8 процентов - должна уменьшиться та часть ЕСН, которая служит источником выплаты страховой части пенсии. Оптимисты говорят, что легализация "теневой" зарплаты полностью скомпенсирует снижение единого социального налога, пессимисты в этом серьезно сомневаются. На карту, однако, поставлено слишком много: если сегодня более пяти миллионов пенсионеров получают трудовую пенсию ниже прожиточного минимума, то сколько же их будет завтра? Как компенсировать потери? Еще недавно в правительстве предлагали увеличить на 4 процента подоходный налог, направить эти средства на индивидуальные пенсионные счета и использовать для выплаты страховой части пенсии. КТО ПЛАТИТ... ЕСН, как известно, платит работодатель. А подоходный налог высчитывается из зарплаты работника. Снижение ЕСН с одновременным увеличением подоходного налога означает, что налоговая нагрузка перекладывается с работодателя на работника. Иначе говоря, на нас с вами. Получалось, что всем работающим гражданам предлагалось оплатить просчеты авторов пенсионной реформы, которые сперва запрограммировали снижение доли ЕСН, идущей на пенсионные цели (и тем самым запрограммировали дефицит бюджета ПФР), а затем захотели покрыть дефицит за счет тех, кто впоследствии будет получателем этих пенсий... Теперь, по словам Алексея Кудрина, "менять подоходный налог правительство не собирается". Но как тогда избежать указанных последствий для пенсионеров - пока неясно. Понятно, что налицо почти неразрешимое противоречие: высокий уровень ЕСН заставляет уводить зарплату в "тень", а низкий не гарантирует необходимых средств для выплаты достойных пенсий. Где выход? Как представляется, он не так и сложен: надо, чтобы пенсии выплачивались не только за счет этого вида налога, а за счет других доходов, например полученных от эксплуатации природных ресурсов. НДС И АКЦИЗЫ Еще один шаг налоговой реформы - снижение налога на добавленную стоимость. Как известно, с 1 января 2004 года он был снижен с 20 до 18 процентов. Теперь запланировано его дальнейшее снижение до 16 процентов. Правда, только с 1 января 2006 года. На уровне жизни граждан это практически не скажется, даже если на 2 процента (статистически неуловимые) и снизятся цены на облагаемые НДС товары и услуги. И пожалуй, единственные, кто выиграет, - крупные компании, прибыли которых измеряются миллиардами долларов: для них-то это снижение окажется ощутимым. Серьезная налоговая проблема - акцизы, которые ежегодно растут, провоцируя рост цен. Последний пример - с 2003 года на 45 процентов были увеличены акцизы на бензин (при этом начальное предложение правительственных либералов было - 70 процентов), и это вызвало рост цен на бензин на 15-20 процентов. Что является одним из ключевых факторов инфляции, поскольку "бензиновая" составляющая входит в цену практически всех товаров и услуг. Начиная с хлеба, который, как известно, надо не только испечь, но и довезти до магазина. До 2002 года реализация лекарств и медтехники не облагалась НДС, но затем правительство "продавило" через Думу отмену этой льготы. Цены на лекарства тут же подскочили - несмотря на заявления Минфина о том, что "введение НДС не приведет к увеличению цен на лекарства, поскольку они диктуются рынком". Наконец, говоря об НДС, правительство вновь оставило без внимания проблему его взимания в жилищной сфере. Но это - одно из главнейших препятствий для жилищно-коммунальной реформы: присутствие этого налога делает невыгодным разделение заказчиков и подрядчиков (будучи коммерческими структурами, и те и другие обязаны его платить) и ставит в дискриминационное положение ЖСК и другие объединения собственников жилья, расходы которых на оплату жилищно-коммунальных услуг автоматически возрастают на ставку НДС... ПРОСТО И ЯСНО Налоговая реформа - это не коррекция налоговых ставок, а изменение налоговой системы. В какой налоговой системе нуждается российский налогоплательщик - описать несложно: в первую очередь она должна быть простой и понятной. Чтобы число налогов было небольшим, а налоговые обязательства можно было рассчитать, не прибегая к помощи докторов экономических наук. Между тем сегодня в России установлено почти тридцать налогов и сборов в бюджеты разных уровней, а тексты соответствующих глав и статей Налогового кодекса написаны так, что разобраться в них самостоятельно (особенно для начинающего предпринимателя) - почти неразрешимая задача. Возможно, авторы налоговой реформы искренне полагают, что вполне достаточно, если законы будут понятны их авторам. Но, может быть, они должны быть понятны еще и тем, кто должен по этим законам жить? Впрочем, этим недостатком в России страдает не только налоговое законодательство... КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР Правительство РФ одобрило вчера пакет законопроектов по налоговой реформе. В пакет входят законопроекты по снижению единого социального налога, изменению налогообложения нефтяной отрасли, изменению налога на прибыль, повышению акцизов в 2005 году. Так, предполагается снизить базовую ставку единого социального налога с 35,6 процента до 26 процентов. В сфере налогообложения нефтяной отрасли предлагается изменить шкалу экспортных пошлин. Специфические ставки акцизов (алкоголь, бензин, моторные масла, дизельное топливо, пиво) предполагается проиндексировать на 8,5 процента. Специфическую ставку акциза на табак предполагается повысить с 60 до 70 рублей за 1000 табачных изделий. Предполагается, что данный пакет налоговых законопроектов поступит в Госдуму уже на этой неделе. В то же время законопроект по налогу на прибыль предполагается доработать и внести в Госдуму до конца апреля.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.