ТЕАТРАЛЬНАЯ ФАБРИКА

О сегодняшнем дне театра-фестиваля "Балтийский дом" рассказывает его директор Сергей Шуб.<br>

Cвое 55-летие директор театра-фестиваля "Балтийский дом" Сергей Григорьевич Шуб встречает в ситуации хлопотной и перманентной занятости. Еще бы! Как раз в эти дни на сцене его театра проходит VI театральный фестиваль русских театров стран СНГ и Балтии "Встречи в России". За плечами у Сергея Григорьевича - многолетняя служба любимому театральному делу. Сначала - на телевидении, затем - в нескольких театрах Ленинграда. Именно ему принадлежит идея превращения экс-театра имени Ленинского Комсомола в новую и неожиданную для всех структуру - театр-фестиваль. Именно он является автором и одним из организаторов знаменитого уже международного фестиваля "Балтийский дом". Заслуги Сергея Григорьевича удостоверены почетным званием "заслуженного работника культуры России". А я помню его еще в качестве заведующего литературной частью театра имени Ленинского комсомола. Мы знакомы давно, поэтому на правах старого знакомого и решил поинтересоваться сегодняшним житьем-бытьем, хотя прекрасно понимал, что сегодня все мысли и чувства Шуба погружены в проводимый им очередной фестиваль... - Сергей Григорьевич, как дела идут в самом театре? - Думал, что услышу вопрос о фестивале. - О каком? - О "Встречах в России". - А мне интересно, каковы ваши ощущения от того, что вы провели очередной "Балтийский дом" в Москве... - По рейтингу фестивалей в России наш фестиваль входит в тройку самых известных театральных фестивалей страны. И мы этим очень гордимся. А что касается театра, то он живет напряженной жизнью. За многие годы я вывел для себя некую формулу существования театрального организма... - Интересно какую? - Любая творческая работа в театре сродни езде на велосипеде. В гору. Надо все время крутить педали. Если перестаешь крутить педали - то падаешь. Есть инерция неуспеха, потому что инерция успеха очень краткосрочна. Каждый день, каждый год в топку популярности надо вбрасывать новые идеи, новые предложения, будоражащие людей. Сегодня "Балтийский дом" - настоящая театральная фабрика, в рамках которой существуют и четыре фестиваля, и театральная труппа, и три экспериментальные труппы, работающие под крышей нашего театра. Кроме того, наша деятельность не ограничивается только лишь стенами театра. Мы организуем разные культурные акции как в самом Петербурге, так и за его пределами. В Польше, например. - Все так беспроблемно? - Отнюдь. Мы сейчас ясно ощутили порог, когда все разнообразие нашей деятельности надо привести к упорядочению. В организационном и юридическом плане. Ведь по отношению к нашему учредителю - комитету по культуре - мы до сих пор официально являемся театром, так сказать, в чистом виде. Что порождает некие претензии по части выполнения плановых заданий. В прошлом году мы, например, не выполнили план по количеству сыгранных на основной сцене спектаклей. Хотя мы провели два огромных фестиваля - театров Европы и "Данс-театр". Мне объявили за невыполнение плана выговор, на которой я не обижаюсь, потому что мы действительно недоиграли некоторое количество спектаклей. - Получается, что проведение фестивалей для театра - некоторое творческое хобби? - Отчасти, да. Потому что с самого начала в самом театральном коллективе было некоторое предубеждение, чтобы на нашей сцене игрались спектакли театров Някрошюса или Яроцкого. Однако за годы существования фестиваля "Балтийский дом" в самом коллективе все-таки произошла некоторая революция в сознании. - А сосуществование с другими коллективами? - Театры, живущие у нас, уже встали на ноги, хотя юридически и они, и мы - члены одного коллектива. Мы пытаемся найти им деньги на новые постановки. Недавно нашли для Анатолия Праудина, для его новой постановки "Золушки". Понятно, что этот спектакль - не для широкой публики... - Значит, встает вопрос о "кассовости" репертуарной политики? - Было бы глупо требовать кассового успеха от экспериментальных театров. Следовательно, их эксперименты надо целевым образом финансировать. С другой стороны, такое финансовое иждивенчество развращает сами коллективы, когда режиссер не несет никакой ответственности за то, приходит к нему зритель или нет. Другая ситуация в труппе у Виктора Крамера. Они пошли по пути организации гастролей, но это тоже не выход, потому что артисты в таком случае внутри себя становятся гастролерами. Они не могут без гонорара уже выходить на сцену нашего театра и играть. По сути дела, наш "Балтийский дом" cтал большой коммунальной квартирой, где уживаются соседи с разными характерами. Надо разъезжаться. - А кто же тогда, если не ваш театр, будет финансировать их поиски? - Государство не обязано гарантировать им безбедную жизнь на сто лет вперед. Голландцы, например, поддерживают новый театр только четыре года. Причем размер финансирования постепенно уменьшается. И если ты за четыре года ничего не добился, то дальше можешь экспериментировать за собственный счет. У нас есть система многоканального финансирования, и это может стать выходом для театров. - Кто же тогда будет содержать для них помещения или здания? - Сегодня множество театров как раз и не хотят иметь свои здания, потому что это ложится огромной финансовой обузой на их плечи. - Но это вопросы стратегического характера. А чем порадует коллектив публику в ближайшее время? - Александр Белинский приступил к репетициям спектакля "12 стульев". Впереди также работа над ремейком легендарного спектакля 70-х годов "Три мушкетера". - Неужели вы сохранили музыку Станислава Пожлакова? - Конечно. И драматургическая основа осталась без изменений. В этом сезоне мы слишком увлеклись экспериментами. Поэтому пора подумать и о привлечении массового зрителя.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.