ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОСПЛАНА?
На заре перестройки считалось, что "рынок способен регулировать все на свете". Эти времена ушли в прошлое.<br>
Одним из первых шагов новой городской администрации стал переход к "Системе государственного планирования Санкт-Петербурга". До недавних пор город работал либо безо всяких стратегических и даже тактических планов, либо эти планы определяли жизнь отдельных отраслей...
Представленная система оставляет сложное ощущение осторожного оптимизма. В нее заложено множество важнейших положений, совокупность которых действительно позволяет говорить о революционном прорыве на качественно новый уровень. В принципе логична и разумна стройная система документов, составляющих единый "плановый" пакет (в него входят рассчитанная на 25-летнюю перспективу концепция социально-экономического развития города, 15-летний стратегический план, 5-летняя программа социально-экономического развития, 3-летний перспективный финансовый план, ежегодное послание губернатора, а также бюджет города как финансовое отражение текущих задач).
ЧТО СМУЩАЕТ
"Осторожным" оптимизм делают следующие соображения. Например, не вполне понятно, откуда возьмутся механизмы планирования на столь долгосрочную (25 лет) перспективу. Дело в том, что точность прогноза, как сказал бы физик, "обратно пропорциональна квадрату расстояния", и специалисты утверждают, что прогнозы на срок, превышающий некое (дискутируемое учеными) пороговое значение, оборачиваются гаданием на кофейной гуще. С временной точки зрения существует и еще один аспект проблемы, чисто политического свойства, не связанный с сутью проблем прогнозирования.
Вопрос в том, что несколько поколений администрации города (которая за 25 лет успеет смениться не однажды) могут не согласиться отвечать по обязательствам своих давних предшественников и действовать в русле программ, не совпадающих с их собственным политико-экономическим и социальным видением будущего. Как раз более вероятно, что каждая новая администрация будет ссылаться на невозможность совершить что-либо на благо города, будучи связанной по рукам и ногам, конечно же, "устаревшими" планами, "не учитывающими современных реалий".
И тот факт, что программу социально-экономического развития города предполагается принимать в форме закона Петербурга, в зависимости от обстоятельств может оказаться в новой системе как положительным фактором, так и полностью ее парализующим. Скажем, через несколько лет после ее принятия открылись некие новые обстоятельства, требующие корректировки. Законодательная и исполнительная власть не всегда живут дружно, никому не известно, какими будут их взаимоотношения даже через год. И далеко не факт, что объективно необходимые городу изменения не будут с порога отвергнуты законодателями лишь потому, что исходят от конкретного должностного лица.
ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ НОРМАТИВОВ
Новая система предполагает разработку 16 отраслевых государственных политик (в области ЖКХ, медицины, образования...). В каждой из этих отраслей будет действовать самостоятельная система нормативов (общим числом - до полутора тысяч), за соблюдение которых власть и примет на себя ответственность. Например, условно говоря, что "скорая" прибывает по вызову в течение 15 минут. Или что интервал движения городского транспорта не превышает 20 минут. Или - что каждый район должен быть обеспечен своим Диснейлендом, а каждый перекресток в черте города - киоском с мороженым... Нормативы будут двух видов - минимально допустимые и целевые, что логично. В результате политические лозунги (скажем, "улучшить работу транспорта") смогут быть трансформированы в конкретную числовую форму бюджетных статей. Скажем, сегодня интервал движения городского транспорта - 30 минут, это стоит городу столько-то сотен миллионов. Большой интервал? Хотите сделать его 15 минут? Пожалуйста, но это будет стоить еще столько-то миллионов. Скажите, откуда их взять, и все дружно обрадуемся...
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ
В этой связи на первый план выходит экономическая составляющая, на которой авторам новой системы стоило бы акцентировать внимание. Новая система вводится не завтра, она будет поэтапно внедряться в течение нескольких лет. Если за это время экономика города получит достаточно мощный импульс развития, хоть в сколько-нибудь значимой мере реализует свой потенциал, если сможет модернизировать и рационализировать производства, избавившись от нагромождений металлического и понятийного хлама, только тогда новая система планирования, поставленная на крепкий экономический фундамент, сможет стать гармоничной составляющей действительно современной системы управления.
В противном случае при всей симпатии к очевидно благому стремлению разработчиков вырваться за стандартные рамки стандартных мертворожденных программ и концепций, коим несть числа (и которые никто, кроме их авторов, и не думал читать), новая система рискует превратиться в очередной город Солнца, новую утопию, прекрасную, но на практике - недостижимую.
Предположим, что норматив в отношении, например, общественного транспорта начинает действовать сегодня, когда автобуса или троллейбуса можно ждать и полчаса, и час, и больше... От принятия любого норматива, каким бы численно он ни был, подвижного состава больше не станет и "пробки" на дорогах не исчезнут. А ведь опоздание, любое нарушение норматива будет означать ни больше ни меньше, что власть не соблюдает своих обязательств перед жителями! И что дальше? Как только "пробка" образовалась, правительство - в отставку? Или перевыборы ЗС? Или - в суд, за материальной компенсацией попранных гражданских прав пассажиров? Разработчики говорят, что отвечать будет "организация, отвечающая за конкретную территорию и за данную отрасль". В данном примере она или мгновенно разорится, если ее деньгами наказывать, или окажется в положении штрафника, и ее работники разбегутся - какой же директор автопарка захочет своим креслом отвечать за то, что его новенький, с трудом приобретенный и вовремя вышедший на линию автобус битый час ползет в заторе на Невском...
КОЛИЧЕСТВО НЕ ВСЕГДА ПЕРЕХОДИТ В КАЧЕСТВО
Помимо количественной стороны проблемы существует еще и качественная. Не много будет пользы, например, и от мгновенного прибытия к больному "скорой помощи", если ее врачи не имеют необходимых лекарств и/или оборудования. То же самое - и с учителями, и с милицией, включая и их кадровые проблемы... Даже если ценой серьезных усилий все же и удастся добиться формального соблюдения неких численных нормативов, это еще не будет означать автоматического повышения качества жизни, ради чего, собственно, все и затевается.
Есть у медали и еще одна сторона - политическая. Ведь официально принятые нормативы будут бесстрастно свидетельствовать о реальном, еще очень далеком от европейского, уровне жизни в городе...
Разумеется, еще очень рано говорить о результатах, впереди еще много вопросов, много работы. Но нестандартность подходов и очень высокая активность новой администрации внушают надежду на то, что уже в скором времени эти реальные результаты начнут ощущаться и помогут Петербургу спустя 300 лет пережить свое второе рождение.