"ЗА" И "ПРОТИВ" ГОРЗАКАЗА
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли подвел итоги работы новой системы городского заказа за первый квартал 2004 года. <br>
Каковы потребности города в товарах различных отраслей промышленности? Как будет формироваться и размещаться заказ Петербурга? На эти и другие вопросы пытаются ответить руководители КЭРППиТ и петербургские предприниматели.
Золотое правило новой системы - размещение этих заказов на конкурсной основе. Экономия средств бюджета - это несомненная выгода для города. Производители и предприниматели, в свою очередь, получают стабильно работающее производство и оборотные средства. Казалось бы, что мешает, к примеру, большому мебельному предприятию выиграть конкурс?
"Плохая информационная база, не способная охватить всех потенциальных клиентов", - отвечает Александр Шестаков, президент союза предприятий и работников мебельной и деревообрабатывающей промышленности Северо-Запада. Действительно, по словам председателя комитета Владимира Бланка, часто сама информация о возможности участия в госзаказе не доходит до бизнеса. Вторая причина - это непрозрачность конкурсов. Часто государство попросту дискриминирует других поставщиков, предпочитая какого-то одного.
Малое предпринимательство, в свою очередь, волнует другой вопрос: почему в состав конкурсной комиссии нельзя ввести представителей бизнеса. Тогда, глядишь, все будет чисто и без обмана. "Бизнес в распределении госсредств участвовать не может. Но слушания открыты для всех - приходите и контролируйте", - отвечает Владимир Бланк.
Александр Зорин, исполнительный директор ассоциации "Хлебопеки Санкт-Петербурга", указал как на плюсы, так и на минусы новой системы горзаказа. "За" говорит то, что теперь большое количество предприятий ассоциации выигрывают конкурс. Однако при этом отсутствует здоровая конкуренция, подрывается рыночное ценообразование и страдает бюджет. "К тому же не стоит забывать про баланс цена - качество", - заключил Александр Сергеевич.
Если хлебопеки, мебельщики, предприниматели, несмотря на критику, согласны с этой системой, то сельскохозяйственные товаропроизводители ее попросту отвергают. "Лоты, которые сегодня выставляются, имеют такой широкий ассортимент, который не под силу ни одному сельхозтоваропроизводителю", - говорит Юрий Трусов, председатель правления Ленинградского союза сельскохозяйственных товаропроизводителей. Ведь ни один молокозавод или мясокомбинат не сможет предоставить на лоте и яйцо, и мясную продукцию, и молочную одновременно.
В такой системе выигрывать будет только посредник. Да и где гарантия, что по такому лоту поступит продукция из Петербурга или Ленобласти? Результатом станет использование бюджетных денег Петербурга в других регионах. Владимир Бланк предложил союзу самостоятельно организовывать компании, которые бы занимались формированием лотов. "Вы просто должны грамотно организовать маркетинг, а наша задача - прозрачная процедура выбора поставщика".