БРАЧНЫЙ КОНТРАКТ - ЭТО ЦИНИЧНО?
Петербургские адвокаты считают перспективной практику брачных контрактов.<br>
В 90-х годах прошлого века во всем мире было зафиксировано резкое падение числа регистрируемых браков. Кроме того, сейчас в мире разводятся гораздо чаще, чем играют свадьбы, - на 100 разводов приходится лишь 60 браков. Больше половины (!) из тысячи браков обречены на распад. Обо всем этом свидетельствует бесстрастная статистика. Но жить семейной жизнью можно и вопреки статистике. А для страховки - заключить брачный контракт.
Впрочем, сразу стоит осадить тех, кто надеется этим документом расписать разные деликатные обязанности супруга. "Личные неимущественные отношения в семье правовому регулированию не поддаются. В самом деле, нельзя же, например, в судебном порядке добиться от мужа того, чтобы он не смотрел на жену косо!" - говорит адвокат Сергей Андреев.
И все же брачный договор может определять и неимущественные отношения. Например, с кем из супругов останутся на воспитании их дети в случае развода. Но это не должно ущемлять право другого родителя общаться со своими чадами.
Возможности брачного контракта могут очень помочь тем, кто не желает в случае развода неприятных судебных и иных разбирательств по поводу права на имущество и своих детей. Надо только помнить, что брачный договор требует обязательного нотариального удостоверения. Помните и то, что брачный контракт можно заключить и после нескольких лет семейного счастья.
Встречаются на практике и более пространные и менее конкретные в определении материальных ценностей брачные соглашения, имеющие даже специальные приложения. Например, первый пункт супружеского контракта одной семьи художников гласит: "В соответствии с обоюдным согласием, достигнутым путем переговоров, стороны регламентируют материально-финансовые, а также этические, моральные, нравственные, половые вопросы и вопросы здоровья на основании Приложения настоящего Договора".
В договоре можно определить все, что связано с разделом имущества. Супруги могут договориться как о разделе того, что имеется у них до вступления в брак или в момент заключения договора, так и о судьбе того, что приобретут в дальнейшем. По их соглашению в договор включаются условия взаимного содержания супругов, их участия в доходах друг друга, определяется порядок несения каждым из супругов семейных расходов. Можно, к примеру, определить, кто платит за телефон и газ, а кто покупает продукты в магазине.
У нас с нашей наивной российской надеждой на авось брачный контракт как-то плохо приживается в обществе. Правда, некоторый интерес к заключению таких супружеских соглашений уже стал наблюдаться среди молодежи, которой есть что терять в случае развода. Например, с просьбой составить брачный контракт обратился парень, чья невеста - иногородняя. У него роскошная родительская квартира в центре Петербурга, куда он собирался прописать жену после свадьбы, но без последующего права супруги на эту жилплощадь. Для чего жениху и потребовалось заключение брачного контракта. И невеста была не против. Но приехала будущая теща и уговорила избранника своей дочери не составлять этот договор.
"Пара молодых петербуржцев, уже находясь в браке, заключила через нас супружеский договор, по которому в случае развода у мужа в собственности остается двухкомнатная квартира стоимостью 36 тысяч долларов, у жены - автомобиль-иномарка за 15 тысяч долларов, кроме того, супруг выплачивает ей деньги в сумме 5 тысяч долларов", - рассказывает Сергей Андреев.
Павел Борисов, адвокат: "Главным образом брачные контракты заключают люди состоятельные. Но как показывает практика, совершенно напрасно многие считают, что это удел одних богатеев. Суды области сейчас завалены делами о разводах, и практически все, кто обивает их пороги, деля имущество или жилплощадь, сильно жалеют о том, что в свое время не заключили подобного соглашения. Небольшая бумажка помогла бы им избежать пустых хлопот в казенном доме".
Василий Коновалов, адвокат: "Возможность заключения брачных контрактов появилась в России с принятием новых - Гражданского (1994 г.) и Семейного (1995 г.) - кодексов. "Первые клиенты по поводу составления брачного контракта стали обращаться к нам лишь в конце 1990-х годов. Да и то вначале приходили пары, где один из супругов - иностранец. Например, он - гражданин Германии, она - России или она - австралийка, он - россиянин. И это вполне объяснимо, потому что за границей юридически оформленные брачные соглашения - давно привычное дело".
Куда вам придется обращаться, если к моменту развода обещанная вам недвижимость будет продана за долги? Или что делать, если муж разорился и не смог выполнить условий контракта. Или обещал оплачивать няню для вашего малыша от первого брака, а сам "убежал в кусты"? Кодекс пока ответов на эти вопросы не дает. Остается много нерешенных нюансов. А вот если ваша половина не хочет покидать квартиру, принадлежащую вам по брачному контракту, то можно подать в суд на выселение.
КАК ОТСТОЯТЬ ГИТАРУ И КОШКУ
Отсутствие "привычки к собственности" - причина многих семейных драм.
На моей памяти развивались по крайней мере четыре семейные истории, похожие друг на друга, в итоге закончившиеся сравнительно благополучно. И стоившие их героиням столько сил и нервов, что их вполне хватило бы на реализацию какого-нибудь мегапроекта по озеленению пустынь.
Начались истории во времена, когда у наших граждан не было не то что собственности, но, как известно, даже и секса. В официальном отсутствии этих составляющих тем не менее люди вступали в брак, рожали детей, во что-то одевали себя и их, жили под крышей, приобретали необходимую мебель и так далее.
В том числе и наши героини - назовем их Маша, Даша, Саша и Наташа.
Маша въехала к мужу в его коммунальную комнатушку, родила детей, выбила сначала еще одну комнату, затем выменяла две комнаты на квартиру, так себе, но отдельную "двушку".
Даша, наоборот, поселила к себе в "трешку" иногороднего мужа.
Саша со своим избранником сначала жили в семейном общежитии, но потом с помощью накоплений Сашиного папы построили кооператив.
Наташа с мужем - оба медики - поехали по распределению в райцентр и получили квартиру как молодые специалисты.
То есть у всех все начиналось по-разному. Общим было одно: все без исключения четыре "избранника" повисли на шеях у жен, не желали ударять пальцем об палец ни дома, ни на работе, а стали сильно пить, проявлять агрессию, избивать жен и пугать детей. Тем временем началась эпоха перемен.
Никто из героинь не пропал - все вписались в новую жизнь, все вырастили приличных детей. И все ушли от первоначальных супругов, которые сейчас (бывший филолог, бывший строитель, бывший преподаватель и бывший врач) влачат жалкое существование.
Но. Маша после развода оказалась прописанной в коммунальной комнатушке вместе с сыном. Дочь, за которой осталась прописка в выстраданной квартире, тоже живет у матери. А алкоголик-отец методично разрушает муниципальную отдельную жилплощадь и терроризирует всех соседей. Ему грозит выселение за неуплату, то есть и родной дочери, у которой невысокая зарплата, не позволяющая погасить папины долги, тоже "светит" прописка на неликвидной жилплощади. Кроме того, папе на пропой досталось пусть не бог весть какое, но тем не менее жизненно необходимое имущество, заработанное Машей, и в 1990 году ей пришлось начинать с нуля...
Даша развелась и вышла замуж за иностранца, привезла его в Петербург. Денег в новой семье было достаточно, но в Дашиной квартире полноправным жильцом считался "бывший", ухитрившийся выписать Дашу и ее дочерей с жилплощади (такие штучки случаются на совести жилконтор). Справедливость удалось восстановить, но чтобы избавиться от "бывшего", к тому же обзавевшегося "психической" справкой, пришлось покупать ему жилье в его родном Волгограде на деньги нового иностранного мужа...
Саша долго снимала квартиру, и в конце концов купленное и обустроенное ее родителями жилье разменяли без особого ущерба для "бывшего", получившего квартирку поменьше. Саша же получила жалкую сумму на руки, и частично с помощью тех же родителей, частично путем влезания в неподъемные долги ей удалось купить однокомнатную конуру, где может поместиться один человек и собака, если она маленькая. "Бывшему" осталась дорогая мебель, вся Сашина библиотека с энциклопедиями и академическими собраниями. Отдавать он не желает, и никакой суд не заставит - "совместно нажитое имущество" делится пополам. Забрала пианино и два ковра - и хватит.
Удачнее всего сложилось у Наташи. Нравы в райцентре простые, семейные дела на виду у всех. Папочка, отбирающий у маленького сына выданную мамой мелочь, появляющийся "на рогах" перед больными в больнице или валяющийся посередине улицы, не вызывал симпатии ни у жилконторы, ни у участкового, которые охотно помогли выписать избранника и отправить домой к маме. Которая после воссоединения с сыном впервые в жизни стала испытывать нехватку денег.
Кстати, во всех описанных случаях не было и речи об алиментах от отцов.
Саша: Почему-то всегда получается: все теряет тот, кто стал инициатором расставания. И чаще всего это женщина. Муж, благородно уходящий с одним чемоданчиком, явление редкое, хотя я одного такого знаю. И мне кажется, что у нас есть негласное осуждение тех, кто уходит, - пошла на развод, терпи лишения. Но причина развода очень часто - пьянство и насилие со стороны мужа. И выходит, мы дважды наказаны: морально, когда годами живем, пытаясь наладить жизнь, а потом отказываясь от гнезда, которое упорно старались свить. И материально, когда вынуждены оставить порой все до последней ложки. Или стирать в судах грязное белье... Брачный контракт избавлял бы от многих проблем.
- Но в России эта практика не приживается?
- Просто у нас не было привычки к собственности. Хотя кооперативная квартира, построенная моим папой, в итоге стала собственностью еще до моего развода. Если бы можно было сразу обозначить - какая ее доля в денежном или ином выражении кому полагается при разводе, какое имущество считается совместно нажитым, а какое - раздельным, то моя ситуация не была бы такой аховой.
Маша: Когда я уходила в 1990 году, было другое время. Площадь неприватизированная. Имущество, имеющее копеечную рыночную стоимость. Ни о каких контрактах речи не было. Но будь все на несколько лет позже, я бы при очередном обострении ситуации вместо того, чтобы бесплодно ругаться: "Здесь все куплено мной, все для детей, которых ты не хочешь кормить..." - "Отстань от меня, я творческая натура, а ты бездарь бесперспективная..." - я бы настояла на визите к нотариусу. Благо, в отличие от многих стран, у нас можно заключать контракт и после брака. Записала бы и книги, и пластинки, и семирублевую гитару, и кошку. И еще отдельно пункт о том, что не несу ответственности за долги мужа...
Спросят: а как же, простите, любовь? Поход к нотариусу перед загсом - это ж ее профанация? Это значит - выходя замуж, вы заранее готовитесь к разводу?
На самом деле регистрация брака - ведь это тоже сделка, накладывающая определенные законом обязательства. Предполагающая в том числе и возможность развода. Люди собираются жить вместе, растить детей. Дела имущественные - это составная часть семейной жизни и заботы о детях. Часть ответственности. Может быть, поход к нотариусу и может помочь осознанию этой ответственности?
Защищать себя после развода приходится и мужчинам. На памяти судебный процесс одного очень богатого бизнесмена, руководителя крупного металлургического производства, с бывшей супругой, которая сочла (или ей посоветовали счесть) жалкими крохами выделяемые ей на воспитание ребенка пару тысяч долларов в месяц, оставленную ей квартиру, машину и сумму на летний заграничный отдых с сыном. Она потребовала разделить пополам в качестве "совместно нажитого имущества" крупный пакет акций концерна. Суд не удовлетворил ее притязаний - в конце концов, судьи тоже люди, причем не с самой большой зарплатой, и страдания бедной покинутой женщины их не вдохновили... но подобные случаи постоянно происходят, и многие бизнесмены, прельстившись юной красоткой и окружив ее всевозможной роскошью, не забывают вовремя свести ее к нотариусу...