ШЕМЯКИН ВЛЮБЛЕН В УКИЕ-Э

НА ДНЯХ В ПОМЕЩЕНИИ ФОНДА ХУДОЖНИКА МИХАИЛА ШЕМЯКИНА, ЧТО НА САДОВОЙ, 11, РАЗВЕРНУЛИСЬ ДВЕ ЭКСПОЗИЦИИ ЯПОНСКИХ ГРАВЮР.<br>

Первая выставка гравюр укие-э была организована в нашем городе в 1898 году. Сегодня богатые коллекции японской гравюры есть и в Государственном Эрмитаже, и в Кунсткамере. Однако из-за сложной атрибуции они почти не экспонируются. Данная выставка восполняет этот пробел. Экспозиция условно делится на две части. На первом этаже представлена японская гравюра второй половины XIX века из собрания российско-японского фонда "ЯМАТО". На втором - личная коллекция Михаила Шемякина, специально привезенная в Россию. "Мне эта школа близка как художнику, - делится Михаил Шемякин. - В Японии меня интересует все, я просто влюблен в искусство этого мудрого, странного, загадочного народа". Гравюры укие-э называют картинами "мелькающего мира". Фрагментарность - вот отличительная черта этих листов. Разнообразие природы, уют частной жизни, борьба сумо, сцены из спектакля, знаменитые гейши и многое-многое другое изображено на красочных полотнах японских мастеров. Сиюминутность, жизнь здесь и сейчас запечатлена на диптихе Утагавы Куниаки: "Мужчина заглядывается на красавицу на пустынном зимнем берегу". И в то же время экспрессивность и динамичность линейного рисунка. "Все, что имеет отношение к японской гравюре, уникально - техника изготовления бумаги и красок, сцены и сюжеты произведений, отточенное мастерство авторов", - говорит хранитель коллекции японского искусства Государственного Эрмитажа Алексей Боголюбов. Особенность японской гравюры, по словам Шемякина, "в утонченности линии и цвета, в лаконизме и чисто буддийской созерцательности". Они будто бы наблюдают какого-то актера или предмет, а потом мгновенно делают рисунок. Это и есть феномен восточной сосредоточенности. И еще одна особенность. Привычно воспринимать искусство японцев как условное, не прорисованное до малейших деталей. Однако на небольших по размеру листах видна каждая прядка волос, каждая капля в пенном гребне волны, каждая складочка кимоно. Техника создания японских гравюр уникальна. Михаил Шемякин сам работает в этой технике шелкографии. Только сегодня шелк заменен на капроновый материал, ибо он очень хрупкий и рвется, что не позволяет делать несколько отпечатков. Эта древняя техника использует до 450 цветов (!). Поэтому подобные гравюры так дороги. Кстати, среди европейских коллекционеров японской гравюры можно назвать Уистлера, Мане и Дега, увлекались ею также братья Гонкур, Шанфлери, Золя. Михаил Шемякин: "Знаменательно, что в этом году отмечается 25-летие установления побратимских связей между городами Санкт-Петербург и Осака. Выставка японских произведений изобразительного искусства свидетельствует о том, что российско-японские связи крепнут не только на бумаге, но и в жизни".
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.