ДЕНЬ ВЕРУЮЩИХ В БЕССМЕРТИЕ КНИГИ
В начале апреля произошло событие, которое прошло незамеченным широкой общественностью и СМИ. В помещении, где расположено небольшое издательство "Гиперион", на Кирочной улице, при стечении малого количества заинтересованных лиц был прочитан доклад под названием "Творческое наследие Яна Чихольда и смерть книги". <br>
Автор доклада, редактор, составитель множества сборников и монографий, сотрудник одной из старейших в Петербурге Театральной библиотеки, Павел Дмитриев посвятил свое сообщение выдающемуся теоретику и практику книжного дела швейцарскому немцу Яну Чихольду, чье столетие со дня рождения отмечается в нынешнем апреле.
Имя Чихольда известно у нас только, что называется, узкому кругу специалистов, однако именно он больше, чем кто-либо из деятелей книги ХХ столетия, сумел "обобщить накопленный человечеством опыт в этой области...", сформулировать законы художественного оформления книги, ее дизайна. Он утверждал, что "две постоянные величины правят пропорциями хорошо сделанной книги: рука и глаз. Здоровый глаз всегда удален от книжной страницы на две пяди, и все люди одинаково берут книгу в руки". И на этой основе Чихольд сформировал канон художественного оформления книги.
Рассказывая о наследии Чихольда, в своем докладе Дмитриев касается чисто профессиональных вещей: гарнитуры, кеглей, фальцовки и прочего. Тогда при чем же здесь "смерть книги"? Если еще недавно всерьез говорили и яростно спорили о том, что сетевая литература постепенно, и даже очень скоро, сведет бумажную на нет, то в последнее время эти разговоры стали затихать. Стало ясно, что старую добрую книгу хоронить еще рано. И с этим автор доклада не спорит. Речь идет о гибели книги как произведения типографского искусства в наших сегодняшних условиях.
Действительно, настоящая любовь к книге, настоящая читательская культура, а не простое поглощение информации, у нас пока не сформировались. Класс ценителей книги отсутствует, "выпуск литературы маленькими тиражами нерентабелен, а то, что можно выпускать массовыми тиражами, интеллектуальной литературой не назовешь".
Но в то же время, если в маленьком издательском подвальчике без всякой рекламы собрались люди, причем не только полиграфисты-издатели, и с напряженным интересом выслушали доклад о законах типографского искусства, значит, не все еще потеряно. Стало быть, существуют силы, стремящиеся возродить утраченные традиции, освоить мировой опыт, поклоняться таким выдающимся деятелям книги, каким был Ян Чихольд. Кстати, Павел Дмитриев надеется, что ему удастся организовать через год Чихольдовские чтения и приобщить к ним новых людей, влюбленных в старинное искусство книги.
Это намерение звучит оптимистично именно сегодня, когда отмечается Всемирный день книги...