КАК ЛЬГОТЫ ОБЕРНУЛИСЬ ПОТЕРЯМИ
Многие малоимущие граждане лишились права на социальную помощь. В чем дело?<br>
Депутаты Законодательного собрания Петербурга из фракции Партии ЖИЗНИ предложили городскому парламенту принять обращение к Михаилу Фрадкову. Премьера просят внести изменения в постановление правительства России № 512 от 20 августа 2003 года "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
"На протяжении 2003 года мне оказывали материальную помощь из собеса. Моя пенсия - 1569 рублей, и даже получая поквартально материальную помощь, она не досягала до прожиточного минимума. А с начала 2004 года мне вообще отказали, приплюсовав к моей пенсии все мои льготы. Я считаю, что это неправильно. Теперь из пенсии я должна уплатить вторую половину всех коммунальных услуг. Прожить на оставшиеся деньги невозможно. Мой стаж 43 года, инвалид второй группы, одинокая. Нам, пенсионерам, обещали увеличить пенсии, а теперь даже до прожиточного минимума не хотят доплачивать. Прошу вашей помощи..."
Это воспроизведение письма избирательницы Надежды Никитичны Козловой к Михаилу Амосову. Аналогичные письма сегодня получают и другие депутаты...
Что же случилось?
В июле 1999 года вступил в силу федеральный закон "О государственной социальной помощи", где было установлено, что ее получателями могут быть "малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума". Размер помощи предполагалось устанавливать как разницу между "душевым" доходом и прожиточным минимумом. Как рассчитывать доход на каждую "душу", чтобы решить, имеет ли семья или одинокий гражданин право на получение помощи, - предполагалось устанавливать отдельным законом. А до принятия закона решение этого вопроса поручалось правительству России.
С мая 2000 года устанавливаются соответствующие величины прожиточного минимума. Скажем, в Петербурге эти величины на первый квартал 2004 года (их только что установило городское правительство) составляют 3133 рубля в месяц для трудоспособных граждан, 1961 рубль - для пенсионеров, 2461 рубль - для детей.
В общем, граждане начали получать помощь. А в апреле 2003 года вступил в силу федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Где было сказано, что "перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается правительством РФ". То есть именно исполнительной власти окончательно поручалось определять, что же считать доходами малообеспеченных граждан.
20 августа 2003 года правительство России приняло упомянутое постановление № 512. И отнесло к доходам не только зарплаты, пенсии и получаемые гражданином социальные выплаты, но и "денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями".
Суть этой формулировки - в том, что, например, если гражданин (скажем, участник войны) имеет право на 50-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг - оставшиеся 50 процентов считаются его "доходом". Если он имеет право на бесплатный проезд на транспорте - его "доходом" считается стоимость месячной "карточки". Если он имеет право на бесплатные лекарства - "доходом" считается стоимость этих лекарств. И так далее.
В итоге множество граждан, получающих весьма скромные пенсии, но имеющих при этом законные льготы, вдруг оказались якобы получателями "доходов" выше прожиточного минимума. И тут же утратили право на получение государственной социальной помощи. Теперь они недоумевают: как же так? Как можно задним числом устанавливать нормы, ухудшающие их материальное положение? Кто это придумал - пересчитать льготы на рубли и на этом основании счесть их "обеспеченными"? А если человек этими льготами - например, на бесплатный проезд на транспорте - вообще не пользуется, как, скажем, инвалиды, которые не могут ходить? Правомерно ли считать эту нереализуемую льготу "доходом"?
"Граждане, действительно находящиеся в тяжелом материальном положении, имеют право на получение достойной финансовой помощи вне зависимости от льгот, предусмотренных действующим законодательством", - говорится в проекте депутатского обращения к премьеру.
Хотелось бы надеяться, что в Белом доме прислушаются к питерским депутатам. И исправят свое непродуманное решение, больно ударившее по отнюдь не богатым людям...