КАК СДАТЬ ЭКЗАМЕНЫ И ОСТАТЬСЯ ЗДОРОВЫМ?
Любой стресс вредит детскому организму.<br>
Учебный год подходит к концу. Впереди у школьников решающие контрольные работы, зачеты, а у старшеклассников - еще и долгий период выпускных и вступительных экзаменов. Ослабевшие за учебный год детские и подростковые организмы надо поддержать, чтобы дети смогли выстоять в этих серьезных испытаниях. Ведь большинство петербургских детей нездоровы, а учитывая, что в школах они проводят большую часть дня без полноценного питания да и вообще без каких-либо поддерживащих процедур, многим из них об успешном завершении года можно только мечтать.
Как же все-таки создать ребенку такие условия, чтобы стрессы и напряженная учеба в ближайшие месяцы не подорвали его здоровье, как помочь ему справиться с нагрузкой? Этот вопрос мы задали доктору медицинских наук, профессору, заведующей лаборатории неспецифической профилактики НИИ им. Пастера Виктории Гагариновой.
- Виктория Михайловна, все врачи в один голос твердят, что здоровье нации под угрозой, что из нынешних школьников вырастет больное поколение. Можно ли хоть как-то повлиять на этот приговор?
- Дело в том, что до 80 процентов петербургских школьников имеют ту или иную патологию, практически здоровых очень мало. Важной задачей в этом случае должна стать профилактика тех заболеваний, которыми уже страдает ребенок, и тех, которым он может быть подвержен. Школьники - это та группа риска, у которой всегда есть опасность приобрести сколиоз, заболевания желудочно-кишечного тракта, офтальмологическую патологию... Значит, надо предупреждать их появление, повышая сопротивляемость организма.
- Что это означает?
- Человек рождается с определенной нормой резистентности (сопротивляемости), он защищен от окружающего мира иммунитетом матери. Под влиянием окружающей среды начинаются изменения в организме, сопротивляемость которого снижается. Этот процесс происходит на фоне нарушений в иммунной системе организма (иммунодефицитов), дисбаланса желудочно-кишечного тракта (дисбактериоза), нарушение микронутриентного статуса (недостатка микроэлементов, прежде всего йода, фтора, кальция, селена), нарушения интерферонового статуса (при недостатке собственного, эндогенного интерферона организм не может противостоять инфекции). Возникают они из-за неблагоприятной экологической обстановки, неправильного питания, напряженного обучения в школе, сложных взаимотношений со сверстниками, учителями и родителями, словом, на фоне стрессов. Учитывая все это, в нашем институте была разработана профилактическая программа, которая способна откорректировать все эти нарушения.
- Возможно ли откорректировать их навсегда?
- Нет, это невозможно. Необходим регулярный профилактический прием (осенью, зимой и весной) поддерживающих препаратов, которые, как правило, назначаются индивидуально. Они имеют пролонгированное действие в течение 2-2,5 месяца. Речь идет о мультивитаминах с комплексами микроэлементов, о препаратах, восстанавливающих микрофлору кишечника, об интерфероновых препаратах и так далее. Кроме того, хорошо бы принимать адаптогены, хотя бы в простых формах - настойки женьшеня, аралии, элеутерококка... Часть программы - это обучение прямохождению для борьбы со сколиозом, правильному дыханию, потреблению воды (не газированных напитков!).
- Но всему этому нельзя научиться сейчас, когда речь идет о последнем месяце учебы, о предстоящих экзаменах. Что вы рекомендуете сделать, чтобы подготовить организм к этим нагрузкам?
- Как раз профилактическим курсом приема поддерживающих препаратов мы и подготовим его к стрессовым ситуациям. Известно, что в такой период риску подвергаются именно те органы и системы, которые нездоровы. Например, тем детям, которые часто болеют ангинами, можно посоветовать растительный укрепляющий препарат фитолон в качестве профилактического средства, у кого проблемы с желудочно-кишечным трактом, - витафлор, специальную закваску для молочных продуктов, которая нормализует микрофлору. Обязательна также витаминопрофилактика и прием комплексов микроэлементов - трудно ждать успехов в учебе от ребенка, организм которого испытывает дефицит магния или селена, ответственных за обменные процессы в детском организме. И конечно, надо следить за питанием школьников. В этот период оно обязательно должно быть сбалансированным.
Кроме того, надо обязательно следить за тем, чтобы в занятиях у ребенка были перерывы, купите какой-нибудь мяч или скакалку, пусть он несколько минут попрыгает, поделает какие-то физические упражнения. И не меньше двух часов дети должны проводить на свежем воздухе.
- Абитуриенты и студенты часто в ночь накануне экзамена пьют ноотропил (лекарство для пожилых людей, страдающих склерозом), чтобы улучшить память, или выпивают по банке кофе. Как вы считаете, это помогает усвоению материала?
- Я считаю, что этого категорически нельзя делать. Сон - лучшее лекарство. Взбадривать себя вечером и ночью кофе или фармакологическими средствами очень вредно, особенно для молодого организма. Можно довести себя бессонными ночами до того, что и радости от успешно сданных экзаменов не получишь - потребуется серьезное лечение. Кроме того, даже растительные укрепляющие иммунитет препараты и витамины рекомендуется пить с утра.