У НИХ ОПЯТЬ КОНЧИЛИСЬ ДЕНЬГИ?
Пенсионная реформа, рассчитанная на длительный срок, неожиданно остановлена. Пока - только для сорокалетних.<br>
ИСТОРИЯ РЕФОРМ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Реформы в России - это отдельная тема для разговора. Как только она начинается, так тут же и заканчивается, оставляя неприятный осадок упущенных возможностей. Это и "горбачевское" голосование за "обновленный Союз", сразу же после которого последовал роспуск упомянутого Союза. Это и ельцинская борьба с коммунистами, начавшаяся с конфискации имущества КПСС и закончившаяся приходом к власти и прочим кормушкам коммунистов и комсомольцев "второго эшелона". Это и гайдаро-чубайсовская попытка построения народного капитализма, закончившаяся торговлей ваучерами (которые первоначально должны были быть именными - как в той же Чехии). А также, соответственно, появлением ходорковских и березовских.
Поэтому пенсионная реформа, призванная ввести частично накопительную систему формирования будущих пенсий, была встречена населением с большой долей скепсиса. Государству у нас вообще доверять как-то не принято. Тем более что все прекрасно помнят и растаявшие советские вклады в сберкассах, и галопирующую инфляцию, сожравшую "подматрасные" накопления, и неоднократные обмены денег, сравнимые только с конфискациями. Все помнят пирамиды МММ и прочие дома селенга, выстроенные с молчаливого одобрения государства. Помнят и такие же государственные пирамиды ГКО - образца 1998 года. И последовавшие за этим дефолт и девальвацию. И отнюдь не нужно быть коммунистом для того, чтобы не забывать этого.
Так что, когда правительство Касьянова (многие министры которого сегодня плавно перешли в правительство Фрадкова) объявило о пенсионной реформе, доверия это, мягко говоря, не вызвало - мы подробно писали об этом на страницах "НВ" по пятницам" от 14.11.03. Но чтобы все завершилось так быстро - такого не ждал, наверное, никто.
ВЕСТИ С ТУСОВКИ
Экономическим скандалом вполне могло стать заявление министра финансов Алексея Кудрина и министра экономического развития Германа Грефа о том, что федеральное правительство исключает из обязательной накопительной пенсионной системы граждан 1953-1967 годов рождения. Но не стало.
В первую очередь, всех поразил не вполне официальный формат этих заявлений. Собственно говоря, уже давно притчей во языцех стала так называемая "московская тусовка". Люди, причастные к "элите" (беру это слово в кавычки, поскольку понятия все в это слово вкладывают совершенно разное), собираются поговорить, поболтать. Иногда - обсудить какие-то важные вопросы. Иногда - просто так. (Автор не имеет в виду серьезные мероприятия вроде Петербургского экономического форума или Банковского конгресса - на них специалисты действительно обсуждают серьезные вопросы развития экономики.)
Так вот, "тусовка" при этом может называться как угодно. Обычно это конференция или семинар по "реформе чего-то там". Проблемность такого рода формата неоднократно отмечалась и в центральной прессе. Так что выражение "московская тусовка" не является каким-то питерским ноу-хау. Кстати, его можно вполне считать самоназванием.
На подобного рода "тусовках" зачастую можно услышать довольно любопытные заявления, сделанные чиновниками высокого ранга в "полуофициальной" обстановке. Примерно так во время оно что-то, какую-то полуправду можно было услышать в сельском клубе из уст столичного (или областного) лектора, разъясняющего "международное положение" и порой намекающего на то, о чем в газетах тогда не писали.
Вот не такой уж и давний пример. Как-то во время семинара по обслуживанию государственного долга (речь шла о субъектах Федерации и, как водится, на примере Петербурга) заместитель министра финансов Бэлла Златкис в ответ на вопрос одного провинциального председателя комитета финансов неожиданно заявила о том, что полностью средства, конфискованные в начале 90-х со вкладов в сберкассах, возвращены не будут никогда. (Что вы, это огромная сумма, намного превышающая ВВП, - государство мгновенно обанкротится.)
Но мы немного отвлеклись.
СОРОК СОРОКОВ
Строго говоря, в пенсионную реформу в нашей стране никто особенно не верил. Это видно хотя бы по тому, что подавляющее большинство работающих россиян предпочли никаких заявлений о выборе управляющей компании для накопительной доли пенсии не делать. Но тем не менее определенное количество таких заявлений было сделано, и деньги Пенсионным фондом перечислены. Об их судьбе пока никакой официальной информации не было.
От пенсионной реформы (в ее "накопительной" части) отлучены все работающие граждане старше 37 лет. Им не на что рассчитывать, кроме тех государственных пенсий, размер которых и сегодня не вызывает ни у кого энтузиазма. Правда, в обмен государство предлагает им добровольно отчислять в Пенсионный фонд 4 процента от зарплаты дополнительно, обещая от себя добавить еще 2 процента
Кстати, получается невиданная сегодня ставка - фактически 50 процентов годовых, если принять эти добровольные отчисления за 100 процентов. Непонятно, за счет какого экономического роста государство будет эти средства перечислять. Если деньги возьмут как обычно - из печатного станка, то, значит, Центробанк зря так долго боролся с инфляцией. Сама процентная ставка заставляет вспомнить все тот же МММ или скорее ГКО образца 1997-1998 годов.
Впрочем, судя по легкости, с которой правительство вносит правки в "правила игры" - начиная с перераспределения налогов от региональных бюджетов в пользу федерального и заканчивая все той же пенсионной реформой, вряд ли кто-то из сорокалетних купится на эти обещания. Тем более что 4 процента от заработной платы - не такие уж и маленькие деньги.
Скорее всего, подобные шаги сделаны правительством вполне осознанно - во всяком случае, тот же Алексей Кудрин заявляет, что власти намерены стимулировать более поздний выход граждан на пенсию. Мужчин - с 65 лет вместо 60 и женщин - с 60 вместо 55. То есть правительство не хочет официально увеличивать пенсионный возраст. Вместо этого оно создаст такие экономические условия, при которых выходить на пенсию будет просто невозможно - например, из-за ее мизерного размера. (При этом на рынке труда, как известно, весьма мал спрос на работников и 50-летних...)
Стоит отметить, что поколение сорокалетних - наиболее активное и в экономическом, и в политическом плане. И исключение его из реформы влечет серьезные последствия не только для сорокалетних, но и для государства в целом.
Именно сорокалетние создают львиную долю ВВП, и из пенсионной реформы одним росчерком исключаются серьезные суммы. А это - пресловутые отечественные инвестиции в российскую экономику, на которые рассчитывали многие, в том числе то же самое федеральное правительство.
Не исключено и то, что на ближайших выборах еще острее встанет проблема явки. Ибо крайне наивно надеяться, что люди, которых государство не берет в расчет, будут участвовать в активной политической жизни этого государства. Во всяком случае, по его правилам.
Видимо, столичные чиновники считают, что выборы будут еще не скоро. И что к тому времени население все на свете позабудет. И купится на очeредной пиар "голосуй сердцем" или "голосуй, а то проиграешь". Население-то, может, и позабудет. А вот народ - никогда.
Дмитрий Абрамов, президент Санкт-Петербургской Центральной управляющей компании:
- В настоящее время наблюдается большое число разнообразных спекуляций и проектов на тему пенсионной реформы со стороны лиц как заинтересованных, так и формально не заинтересованных. На этой стадии подготовки, когда неизвестно, какие из проектов и в каком виде будут приняты, очень сложно о них судить.
Но в любом случае, полагаю, что менять "правила игры" менeе чем через год после начала пенсионной реформы - это крайне неэффективно для государства и неудобно для людей.
Андрей Рыбкин, генеральный директор управляющей компании АВК "Дворцовая площадь":
- Выстраивая свою работу в рамках пенсионной реформы и формируя бюджеты развития, большинство управляющих компаний возлагало особые надежды на будущих пенсионеров, возраст которых на начало пенсионной реформы составлял 37 лет и более. С одной стороны, у них есть деньги (они достигли хорошего уровня заработной платы), а с другой - они более других задумываются о будущей пенсии. Результаты прошлого года показали, что
2/3 передавших свои накопления в частные компании - люди старше 37 лет. Теперь можно говорить о значительной переоценке в сторону ухудшения перспектив частных институтов на рынке пенсионных накоплений.
Ситуация, когда государство в таком социально сложном вопросе, как пенсионная реформа, устанавливает одни правила игры, а через 9 месяцев их меняет, является негативной в принципе. Сейчас правительство предлагает людям самим выделять 4 процента своей зарплаты. Вопрос в том, действительно люди предпочтут 4 процента отдать в Пенсионный фонд, а не оставить их в рамках зарплаты? Учитывая российскую специфику, более реальным выглядит второй вариант.
Дело в том, что для убеждения человека этой возрастной группы достаточно 1-2 лет работы с ним. Они уже готовы к разговору о пенсии. Более ранние возрастные группы еще о пенсии практически не думают. С ними нужно много и долго работать, фактически менять стереотипы, установки, только тогда они будут считать планирование пенсии нормальным явлением. На это нужно 5-7 лет. Поэтому период нормального развития рынка увеличивается до 5-7 лет.