НАШ ДОБРЫЙ ДРУГ
28 апреля замечательному литовскому актеру Донатасу Банионису исполняется 80 лет.<br>
Он пришел в большое кино вместе с целой плеядой своих прибалтийских коллег в фильме "Никто не хотел умирать" Витаутаса Жалакявичюса в середине 1960-х годов. Сын простого литовского сапожника достиг славы и почета, которые почти всегда сопровождают талант артиста, если... Если он может сохранить то чувство собственного достоинства в профессии, без которого лицедейство превращается в неприличное кривлянье и суетливое мельтешение.
Пан Донатас всегда молчаливо сдержан на экране. Но в его молчании есть такой мощный подтекст, из которого при озвучании может сложиться многостраничный монолог. Вспомните, как молча смотрит на приближающихся полицейских в "Мертвом сезоне" выполнивший задание раненый Ладейников. Или мучительно ищет вдохновение у мольберта мятущийся живописец Гойя. И на сцене, и в кино Банионис сыграл людей всех сословий, героев разных эпох, персонажей различных национальностей. Он одинаково основателен и убедителен и в роли президента Чили ("Кентавры"), и в роли искателя удачи ("Вооружен и очень опасен"). За его плечами такой громадный жизненный опыт, от которого другие просто ломаются раз и навсегда.
Он чудом избежал репрессий сталинских времен, хотя в родном для него Паневежском театре трудился на временно оккупированной фашистами территории. Он женился по любви на дочери репрессированного земляка, но это не помешало ему стать депутатом, членом партии и почти официальным лицом советского многонационального искусства. Он одним из первых в советской Литве официально ездил в Америку, но никогда, по его словам, и мысли не допускал остаться за рубежом.
Нынче все эти причуды судьбы кажутся страницами большого романа с жизнью, в котором Донатас Банионис встречал на своем пути невероятное количество людей и ролей. Об этом он охотно расскажет всегда, когда его спросишь. Он ценит внимание к себе и всегда погружается в беседу с головой, отодвигая подальше от себя суету, сопутствующую его появлению вне экрана и сцены. Он не потерял способности смущаться и умеет быть критичным к себе и к тем, с кем доводилось ему работать. И хотя роль Криса в "Cолярисе" Андрея Тарковского принесла Банионису громкую и заслуженную славу, Донатас Юозефович не любит вспоминать о том, как он снимался в этой картине. Зато он радостно улыбается, когда вспоминает, как играл председателя клуба самоубийц в "Приключениях принца Флоризеля".
В последние годы Донатас Банионис - частый гость в России и Петербурге. Здесь его всегда ждут, здесь он с удовольствием вновь снимается в кино, играет спектакли. Мы знакомы с ним уже добрый десяток лет. И каждый раз, не скрою, жду встречи с ним с особым нетерпением. Притягательность его натуры - как магнит, направляющий на Баниониса силовые линии человеческого обожания и постоянного внимания. Только недавно я осознал, кого мне все время напоминал пан Донатас. Чем старше, тем все больше становится похожим на моего отца, которого уже семь лет как нет в живых. Наверное, поэтому я так пристрастен в своей симпатии к артисту Банионису. Но что делать, если каждый раз, когда показывают по телевизору "Мертвый сезон", я усаживаюсь перед экраном и не могу оторваться от зрелища человека, который занят выполнением задания центра. Он не любит громких слов, зато понимает всю меру ответственности за людей, которые вокруг него. Он - человек дела и чести. А еще проницательного ума и мудрой души. Таков Ладейников, таков сам Банионис. Народный артист, лауреат, звезда и наш давний и добрый друг.