ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ - ДИЛЕТАНТИЗМ И ЖЕЛАНИЕ "ПОУЧАСТВОВАТЬ"

Ведомственная разобщенность наносит вред антинаркотическим программам.<br>

Героиновая наркомания в Петербурге пошла на убыль. Но это вовсе не заслуга городских властей, как пытались еще какое-то время назад объяснить сегодняшнюю ситуацию участники антинаркотических программ. То же происходило и за рубежом, когда героин перестал быть модным наркотиком до тех пор, пока не подросло новое поколение и не начало повторять ошибки предыдущего. Кроме того, снижение спроса на героин не означает снижения спроса на другие наркотики. "За недолгий период существования службы Госнаркоконтроля мы провели в Петербурге 12 рейдов по ночным клубам. Ни один из них не был пустым. Молодые люди сбрасывают наркотики на пол, глотают в невероятном объеме, едва завидев служителей закона. С трудом успеваем их спасать, вызываем "скорую", чтобы не умерли от передозировки". Об этом рассказал начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Госнаркоконтроля подполковник милиции Игорь Слащев за круглым столом в Доме журналиста, где обсуждалась эффективность городской программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2005 годы". Программа буксует В этом году городская администрация секвестировала практически все целевые программы. Главной причиной этого шага было названо неэкономное расходование средств. В том смысле, что на выполнение одних и тех же задач деньги получали разные комитеты и ведомства. Когда впервые в Петербурге была принята городская программа (1998 год), все понимали, что надо как-то работать с этой проблемой, но как, кроме правоохранительных органов и системы здравоохранения, не знал никто. А участников было много: комитеты по делам молодежи и по образованию, труду и социальной защите населения, печати и связям с общественностью... Финансирование тогда задерживалось, средства поступали в конце года, их старательно осваивали - тратили на то, что было необходимо и без программы. Ну, кто скажет, что строительство спортзала в школе, где будут заниматься спортом подростки, не профилактика наркомании? Позже, когда программу решили продлить, пришло и понимание, как следует работать и кому. Но участвовать хотелось многим. Так, комитету по труду и социальной защите финансирования не предполагалось, тогда ему выбили средства на трудоустройство наркозависимых, прошедших курс лечения (так они и представляются после реабилитации: "Я, мол, наркозависимый, помогите трудоустроиться"!), и на работу с наркозависимыми родителями детей, находящихся в приютах. Деньги небольшие, но и работы никто так и не заметил. Как сказала по этому поводу председатель комиссии по социальным вопросам Наталия Евдокимова: "Поучаствовать в освоении городских средств хочется, но работать не могут". Другое дело - комитет по образованию. У него самое широкое поле деятельности: все школьники и учащиеся ссузов в группе риска, только работай, выявляй на ранней стадии начинающих потребителей и делай все, чтобы дальше этой стадии они не двинулись. За четыре года действия программы "Школа без наркотиков", на выполнение которой комитет получил 11 млн рублей, в системе образования выявлено 40 (!) человек, употребляющих наркотики. Чтобы выявить пару сотен таких ребят, стоит всего лишь зайти в любое училище... Деньги расходуются на обновление материально-технической базы, на конкурсы и акции. Причем каждое ведомство проводит их самостоятельно. - В соответствии с программой в городе должна быть создана единая база данных, для работы над ней назначены шесть соисполнителей, - говорит Наталия Евдокимова. - И что вы думаете, есть у нас такая база? Правильно, нет. Когда несколько ведомств объединили в работе над методическими пособиями по профилактике наркозависимости, они чуть не разодрались, кому сколько денег надо выплатить. Каждый тянул одеяло на себя, и так из года в год. Межведомственной координации нет. Под первичную профилактику можно списать все что угодно, запланировать множество акций и конкурсов и "освоить" деньги. Но ведь она на самом деле заключается просто в выполнении своей непосредственной работы разных ведомств - комитетов по образованию молодежной политике, культуре, физкультуре и спорту. А вот с вторичной профилактикой куда сложнее. Как заработать на наркоманах? Работа с теми, кто уже имел опыт употребления или стал наркозависимым, в условиях эпидемий ВИЧ и гепатитов - одно из самых важных направлений работы и... самых дорогих. Но этим занимаются всего два комитета в структуре городской администрации - комитет по здравоохранению, снимающий физическую зависимость (детокс) в городских медицинских учреждениях, и комитет по молодежной политике, заключивший договоры с тремя загородными реабилитационными центрами (60 мест), где наркоманов пытаются вернуть в реальную жизнь после детокса, то есть занимаются их психологической и социальной реабилитацией. По словам главного нарколога Минздрава РФ в СЗФО Сергея Тихомирова, в городском здравоохранении вдвое меньше коек, чем требуется по нормативам, в городском наркологическом диспансере мест не хватает, наркоманов с передозировкой везут в токсикологические отделения непрофильных больниц, в результате - рецидивы, заболевания отягощаются. Причем в том же городском диспансере наркоман может получить бесплатное лечение, только если не требует конфиденциальности и становится на учет, в противном случае родители спасают его за свой счет. В том, что наркомания - зло, никто не сомневается. Поэтому под флаг борьбы с ней встало столько народу, возникло столько разных программ, что само словосочетание "борьба с наркоманией" скоро себя дискредитирует, так считает Сергей Тихомиров. У профилактических программ нет государственных стандартов, качество их не выдерживает критики, процветает дилетантизм. За круглым столом в Доме журналиста присутствовали и представители Института мозга человека РАМН, в котором за последние 5 лет было проведено около 350 операций на мозге наркозависимых. Теперь, после серии судебных процессов (родители платили по 5-8 тысяч долларов за операцию, а человек все равно возвращался к наркотикам, скорее всего, потому, что социальной реабилитации в институте, естественно, нет), Минздрав разрешил в качестве продолжения научного эксперимента проводить только по две операции в год за счет бюджета и только в этом институте, в других медицинских учреждениях они запрещены. Однако дело это прибыльное. И директор Института мозга Святослав Медведев говорит: "Если такое лечение наркоманов необходимо - дайте нам государственный заказ, и мы готовы его выполнить". Однако практическое здравоохранение отказывается направлять больных на такие операции, поскольку, как сообщил Тихомиров, этот метод не внесен в регистр разрешенных технологий Минздрава. Да и без психологической и социальной реабилитации он является обычным детоксом. Недаром же и за рубежом применяются нехирургические, длительные методы лечения, потому что избавить наркомана в течение нескольких часов от его образа жизни и мыслей невозможно. Бесцельная борьба Сегодня в городском наркологическом диспансере на учете состоят 11 тысяч наркозависимых, из них 1200 детей. Если прежде говорили: чтобы узнать реальную цифру, надо умножить это число на 10, сегодня число официально зарегистрированных наркоманов надо умножить на 6-7 - получим почти достоверную картину. То есть число их практически не уменьшилось, просто больше зависимых теперь регистрируются, потому что не могут оплатить детокс. Правда, в отношении детей действует прежняя арифметика, в Петербурге их предположительно около 20 тысяч, самый юный наркоман, зарегистрированный в России, - шестилетний. В этом году на реализацию антинаркотической программы выделено вдвое меньше денег, а из ее исполнителей остались только комитеты по здравоохранению, образованию, молодежной политике. Но и сегодня нет полной уверенности в том, что ее выполнение даст лучшие результаты, чем в предыдущие годы. Представитель комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности правительства Петербурга Георгий Зазулин уверен, что наша программа, так же как и аналогичная федеральная, не работает, потому что по своей сути не целевая. Ни один из 9 отраслевых комитетов-исполнителей не поставил перед собой конкретной цели - добиться в зоне своей ответственности сокращения числа больных наркоманией или уменьшения числа преступлений, связанных с наркотиками. Он считает, что антинаркотического управления в городе нет. Межведомственную комиссию по борьбе с наркоманией, собирающуюся 4 раза в год, тоже нельзя считать органом управления. К этой работе надо привлекать территориальные управления и население в качестве общественного контролера. Впрочем, в этом и раньше никто не сомневался, только главы половины теруправлений в городе даже детские наркологические центры не хотят открывать. Зачем такая головная боль? А кто хоть раз попытался заявить в милицию общественной безопасности о тусовках наркоманов на лестницах и раскиданных шприцах, знает, как реагируют на такие заявления в милиции. Так о каком контроле со стороны населения может идти речь? Георгий Зазулин предлагает всем нам решить, с какой точки зрения рассматривать наркоманию: это вред, который человек наносит сам себе, или это вред, который он наносит всему обществу? И исходя из принятого решения, на его взгляд, надо строить работу по антинаркотической программе в городе. Но можно ли сделать это в одном отдельно взятом регионе страны, когда на уровне РФ по новому КоАП введена административная ответственность за потребление наркотиков (которая не работает), и в то же время 13 мая вступает в силу новая редакция 228-й статьи УК РФ, по которой декриминализируется хранение наркотиков - уголовная ответственность предусмотрена за хранение от 10 доз.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.