ОБЪЕКТЫ ПОД ЗАСТРОЙКУ - "С МОЛОТКА"?
Способен ли новый порядок получения пятен под застройку решить земельный дефицит?<br>
Механизм реализации участков, который сложился в Санкт-Петербурге, сформировал искусственный дефицит. Через торги продавалось всего лишь 30-40 участков и объектов в год. Еще 500-600 участков предоставлялись целевым назначением. В результате лишь ограниченное число компаний имело возможность получить городские земли под застройку. При этом, по неофициальным данным, собранным экспертами ЗАО "Департамент инвестиционных торгов", в городе есть около 2 тыс. свободных площадок (около 3000 гектаров), которыми могли бы заинтересоваться инвесторы.
Однако представители строительного бизнеса по вопросу нового порядка получения объектов под застройку имеют разное мнение. Вице-президент Ассоциации домостроителей Санкт-Петербурга Максим Соколов выделяет три основных способа получения объектов. Первый способ - торги по короткому пакету - на первый взгляд прост, однако связан со множеством рисков. В этом плане более надежен второй способ - по полному пакету. Целевое же предоставление пятен под застройку, по мнению Максима Соколова, возможно только в том случае, если это касается уникальных объектов. Например, архитектурных памятников или храмов. На вопрос, кто должен выступать посредником между инвесторами и властью в части подготовки инвестиционно-тендерной документации, Соколов ответил: "Как бизнесом этим заниматься не стоит, данная деятельность ближе к администрации, которая должна отвечать за предоставляемые участки. В любом случае спешить в таком щекотливом вопросе, как застройка свободных площадей Петербурга, не нужно. Необходимо планирование, ибо если предложение превысит спрос, то рухнет вся система".
Директор по правовым вопросам Ассоциации домостроителей и производителей строительных материалов Санкт-Петербурга и Ленобласти Евгений Потафеев также считает, что переход от распределительной системы предоставления земельных участков под застройку к торгам является крайне болезненным шагом. Поэтому в переходный период торги придется все-таки проводить на основе неполного (короткого) пакета. Но главное, по мнению Потафеева, организация должна быть ответственна за качество и достоверность пакета инвестиционно-тендерной документации. У частной же компании ответственность - никакая.
Генеральный директор АРТ "Апраксин двор" Александр Шабасов считает, что все действия по запуску механизма торгов бесполезны, потому что исполнительная власть на уровне вице-губернаторов и губернатора не приняла по этому поводу окончательного решения. "Пока у нас торги - это наказание, - говорит Шабасов. - Если плохо себя ведешь на ИТК, пятно выносят на торги". Между тем существует огромная опасность, что количество подготовленных пакетов к моменту проведения торгов значительно сократится, потому что по дороге их заберут целевым образом.
Полярной точки зрения придерживается на этот счет Олег Ашихмин, председатель совета "Нефтяного клуба Санкт-Петербурга". По его мнению, подготовка земельных пятен к торгам - прерогатива коммерческих структур. "Например, у многих компаний есть желание приобрести участки под водные станции для заправки маломерных судов, но нет возможности, то же самое и с автозаправочными станциями в городе", - сетует Олег Ашихмин. В пользу негосударственных структур говорит тот факт, что подготовка инвестиционно-тендерной документации не подкреплена с бюджетной точки зрения. Так считает представитель фонда реконструкции и развития "Регион-Инвест" Владимир Честноков: "Если этот вопрос не решат власти, то им займется бизнес-сообщество". По его мнению, в новом виде услуг свою нишу должны занять и банки.
Как отметил эксперт Владимир Жуковский из группы компаний "Аверс", сложившаяся сегодня ситуация вызвала ажиотаж, который привел к общему росту цен на жилье. Введение же аукционных торгов, по его словам, приведет к общему снижению цен по ряду объектов.
Однако новый порядок получения объектов под застройку - не единственная проблема. "Инфраструктура города находится в плачевном состоянии, так как в нее давно не было инвестиций", - говорит Александр Холопов из Центра по работе с клиентами и присоединениям ОАО "Ленэнерго". Через торги, по его мнению, нужно продавать не объекты под застройку, а права на будущую разработку документации. "Например, на пересечении Московского и Колпинского шоссе необходимо построить котельную. Но ведь для этого нужно приобрести участок в 15 гектаров. Где взять такую сумму?" - спрашивает Холопов. Так новый порядок получения земли кроме всего прочего осложняет развитие городской инфраструктуры. По словам представителя Санэпиднадзора по Петербургу Кирилла Фридмана, примерно 10 процентов свободной территории попадает в санитарно-защитную зону. "Чтобы вернуть потерянную землю, нужны природоохранные мероприятия, - говорит Фридман. - Порядка 300 гектаров бывших свалок можно вернуть под застройку, то же самое касается и бывших промышленных территорий".
Земельный вопрос, а именно уплотнительная застройка, - это насущная проблема. Поэтому прежде чем принимать какое-либо решение о предоставлении свободной петербургской земли, по мнению Фридмана, городские власти должны принять меры по кардинальной проверке всех земельных участков в части их возможной застройки, чтобы прежде всего не нарушались права граждан, проживающих в непосредственной близости, не уничтожались скверы и посадки.