СНАЧАЛА БЫЛИ ДЕНЬГИ
В конце прошлой недели вновь начал обсуждаться весьма чувствительный для горожан вопрос: что должно было состоятся раньше - рост квартплаты или реформа жилищно-коммунальной отрасли?<br>
В принципе, все должно происходить одновременно: нормализация (именно так) тарифов на услуги коммунальщиков и начало реорганизации этой отрасли в городе. Но последнее запоздало. В частности, на совещании по проблемам расселения общежитий губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко начала разъяснять, как она видит первые шаги по реформе. C повышением тарифов будет усилен контроль за расходованием финансовых средств в этой сфере, так как сейчас, по ее информации, часть средств городского бюджета руководителями жилищных организаций Петербурга расходуется "нецелевым" путем. Мягко скажем, неправильно. В связи с этим она намерена в ближайшее время провести проверку финансово-хозяйственной деятельности коммунальных предприятий. "Все проявления теневой экономики в этой сфере необходимо выявить и устроить показательные процессы, люди и так уже никому не верят", - жестко выразилась Валентина Матвиенко. Можно не сомневаться, что она свои обещания выполнит, судя по тому, что ранее она такие показательные процессы в наиболее запущенных областях городской жизни уже реализовывала. Эффект был.
Другое дело, что по отношению к уже принятому решению по повышению тарифов негативное мнение горожан сформировано. Этот шаг сделан и исполнительной властью, и узаконен народными избранниками. Проблема в том, что, несмотря на заверения о создании конкурентной среды в сфере ЖКХ, пока никто не представил четкого плана, как это будет сделано.
Понятно, что жилищно-коммунальная сфера у нас запущена. Большинство петербуржцев, даже те, кто работает в структурах типа РЖА, согласятся с этим. Именно поэтому столь трудно начать в ней что-то менять. Однако пока даже нет четких контуров самой реформы. В транспортной отрасли Петербурга за последние полгода некоторая определенность появилась. Теперь горожане знают, что в центральной части Петербурга трамваев станет меньше, зато появятся скоростные линии на окраинах нашего мегаполиса, известно, когда будет полностью ликвидирован размыв и где откроются новые станции подземной железной дороги.
С ЖКХ дело сложнее. Еще в конце прошлого года был сформирован ряд рабочих групп по выработке основных направлений в этой сфере. Так, в ноябре прошлого года на совещании у губернатора была создана такая команда специалистов под руководством вице-губернатора Олега Виролайнена и главы Центрального района Юрия Антонова. Она выработала даже не один, а сразу два варианта предложений, причем проанализировав опыт Москвы и других крупных российских городов. Но окончательного выбора пути, по которому власти намерены развивать эту отрасль, так и не появилось.
За это время возникла еще одна проблема - Главное управление Минприроды по Петербургу и Ленобласти (ГУПР) замедлило процесс продления лицензий трем основным полигонам и крупнейшему в регионе заводу МПБО №1. В результате в городе создалась чрезвычайная ситуация - отходы теперь можно вывозить только на несанкционированные свалки, чем и пользуются недобросовестные перевозчики, умножая груды мусора вокруг Петербурга.
Вообще же в ближайшие 5 лет количество отходов в нашем городе может увеличиться в два раза. Таково было заключение специалистов, сделанное на конференции "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами" (ТБО), прошедшей в Петербурге. Они же определили, что сейчас в нашем городе перерабатывается не более трети отходов. Городские депутаты уже озаботились этой проблемой и готовы согласиться на поднятие цен на вывоз мусора, что предлагается исполнительной властью. Ведь теперь его приходится вывозить не за 30 км, как раньше, а за 50. При этом за вывоз мусора, который осуществляется 1-м и 6-м автопарками "Спецтранса" платят горожане, поскольку это входит в состав коммунальных платежей. Причем с них снимается полная стоимость услуг. А вот переработка оплачивается только из городского бюджета, который не поспевает увеличивать ассигнования на это направление. В результате в ближайшее время город может столкнуться с монополией перевозчиков. При этом городские предприятия готовы перерабатывать больше отходов - были бы только у Петербурга деньги.
Похожая ситуация сложилась в обслуживании домов и придомовых территорий. Все ратуют за то, чтобы привлечь сюда частный капитал, который и метет чище, и моет лучше. Но как это сделать, пока не решено. В результате в Петербурге сегодня существует лишь 17 независимых компаний, занимающихся этим видом деятельности. До недавнего времени говорилось, что они отказываются работать в других районах по низким тарифам. Но теперь их подняли. Станет ли от этого чище в наших домах, покажет ближайшее время.
Представляется, что даже проекты реформ ЖКХ пока не поспевают за принятием финансовых решений. Именно поэтому формируется негативное восприятие ко всем начинаниям властей в жилищно-коммунальной сфере. А жаль.