ТРЕТИЙ ЗВОНОК!
Инвестиционно-тендерная комиссия скоро прекратит свою работу.<br>
Уже совсем скоро, 11 июня, петербургское строительство должно начать играть по новым правилам - именно эта дата определена Уставным судом, как конечная для прекращения деятельности ставшей притчей во языцех инвестиционно-тендерной комиссии. Эта комиссия, созданная для проведения тендеров на предоставление земельных участков под застройку, проводила их своеобразно, реально выделяя участки исключительно "целевым назначением". Но какими будут новые правила, до сих пор не ясно.
Уже понятно, что правовое поле нового строительства в значительной степени определят два документа - принятый 25 февраля и подписанный губернатором 15 марта этого года закон Петербурга "О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности" и второй закон, которым и будет определяться новый порядок предоставления застройщикам объектов недвижимости, пока завязший в ЗС на стадии второго чтения.
С порядком участия граждан все более-менее ясно. Главная (и в высшей степени положительная) роль нового закона, при всем внутреннем несовершенстве, состоит в самом факте его появления. Теперь горячие "дискуссии" с применением подручных средств, периодически вспыхивавшие между строителями и недовольными обитателями окружающего района, вынужденно будут происходить в каком-никаком, но - правовом пространстве.
В общем случае (возможны частные исключения) схема выглядит следующим образом: "безусловно заинтересованная общественность" (собственники и арендаторы недвижимости в радиусе 100 метров от площадки нового строительства, ЖСК и ТСЖ в этом и соседних кварталах) гарантированно и заблаговременно будет информирована о том, кто, что, для чего, на каких условиях и в какие сроки собирается строить. Заниматься этим будет, как правило, районная администрация. Информирование, помимо прочего, включает и предоставление доступа к проектной и градостроительной документации, и ответы на запросы граждан и объединений, и организацию градостроительных экспозиций. Уже при первичном информировании будут открыты полные сведения о проектировщике и застройщике.
Конечно, такая конструкция - это лучше, чем прежняя практика полуслепых ксероксов неведомых документов с неразборчивыми подписями. Но и от идеала она все же далека - например, десять дней (плюс время почтовой доставки) отведено чиновникам на ответ, что запрашиваемых данных у них нет... Да и проводится общественное обсуждение до этапа государственной экологической экспертизы проекта, которая могла бы снять многие вопросы. И почему-то - в 20-дневный срок после того, как завершилась работа градостроительной экспозиции. И заявления о нарушениях установленного порядка информирования (то есть закона) почему-то предписано рассматривать не суду, а администрации губернатора...
В общем, граждан обещают проинформировать, выслушать аргументированные возражения и учесть их при принятии решения. Подчеркиваем, что результаты общественных слушаний носят рекомендательный характер. Думается, что гладко этот механизм работать не сможет, но, в конце концов, это лучше, чем схватка на лопатах.
Вокруг второго закона, о порядке предоставления застройщикам объектов недвижимости на торгах (аукционах или конкурсах), разгорелись нешуточные страсти. Полтора месяца рабочая группа, сформированная из депутатов ЗС, руководителей администрации города и строительного бизнес-сообщества, согласовывала общие принципы этой процедуры, однако консенсуса достичь все-таки не удалось.
Во-первых, администрация костьми ложится, чтобы сохранить возможность хоть какую-то часть (не менее 10-20 процентов) объектов выделять "целевым назначением". Говорят, "под стратегические программы". Может быть, хотя непонятно, какое отношение эти программы имеют к жилищному строительству. Кроме того, любое "целевое выделение" - это возможность для злоупотреблений со стороны чиновников. Оппоненты же допускают единственное исключение из общего правила - для объектов религиозного культа.
Не менее спорно и продвижение администрацией идеи предоставления застройщику "полупакетов", когда очерчиваются лишь контуры земельного участка, предоставляемого на 6 лет (1,5 года на изыскательские работы, еще столько же - на проектирование и архитектуру, плюс 3 года - на строительство...). Недаром строители уже окрестили эту акцию "покупкой кота в мешке". Заплатив за участок огромные деньги, застройщики после проведения изысканий выяснят, что купленный участок не обеспечен электроэнергией, водой, газом, канализацией или еще чем-нибудь. И опять начнутся прежние "хождения по мукам" со взятками и прочими атрибутами административного произвола. Что останется делать застройщику? Только подавать на администрацию в суд, который наверняка примет его позицию, поскольку федеральное земельное законодательство не предусматривает никаких "полупакетов". Поэтому администрация города застенчиво объявляет такую процедуру "временной". Однако где гарантии, что эта ущербная схема, будучи введенной в качестве временной меры, не превратится, как уже не раз случалось, в постоянную?
Еще один существенный вопрос - "а судьи кто?" В первоначальном варианте закона конкурсная комиссия, определяющая победителей аукционов и конкурсов, отсутствовала как таковая. И если строители ее представляют себе независимой, состоящей из представителей законодательной и исполнительной власти и строительного бизнес-сообщества, то администрация города говорит либо об "уполномоченном органе" (читай - комитете администрации), либо о чисто рекомендательных полномочиях независимой комиссии...
Директор крупнейшего строительного сообщества "Союзпетрострой" Лев Каплан выступает за предельно открытые и честные правила. Прозрачнее и честнее, чем аукционы, где конкуренты открыто борются за полностью обеспеченные документацией участки, придумать сложно.
Вопросов еще, как видно, много. А ведь до конца мая все они должны найти свое решение, разумное и взаимоприемлемое. В противном случае город останется вообще без механизмов нового строительства, в то время как его темпы предполагается активно наращивать.