ИЗДЕРЖКИ БАЛТИЙСКОГО СКИФА
В прошлые выходные в театре "Балтийский дом" отгремел очередной СКИФ, восьмой или даже десятый, если считать вместе с выездными сессиями. Поскольку в этом году Сергею Курехину исполнилось бы 50 лет, над фестивалем его имени явственно витала тень юбилея. И устроителям удачно удалось избежать официальных речей и помпезных торжеств, поскольку сам ежегодный музыкальный марафон является лучшей памятью о создателе "Поп-механики" - вот только большая черно-белая фотография Курехина смотрела на сцену Кировского фойе. <br>
Как написал в статье, вывешенной на сайте СКИФа, один из арт-директоров Александр Кан, в этот раз "организаторы решили пожертвовать количеством в надежде выиграть в качестве". Он же объяснил смену фестивальной площадки тем, что ЛДМ "поднадоел", а "Балтийский дом" - "место проверенное и испытанное, да и единственный SKIF, проведенный здесь в апреле 2000 года, многие считают лучшим из всех".
Никто не спорит, что качество подбора участников на СКИФе ежегодно подтверждается. Дуэт бельгийской певицы Катрин Жано с американским кларнетистом Недом Ротебергом, экзотическое сочетание тувинского вокала Саинхо Нымчылак с джазовым звучанием контрабасиста Уильяма Паркера и барабанщика Хамида Дрейка, японский авант-нойз в исполнении Absolut Null Punkt и так далее. Но... Теория, выстроенная организаторами, вступает в противоречие с фестивальной практикой, с бытованием слушателя, с его жизнью в течение многочасового мероприятия. В распоряжении участников находилось три площадки для выступления: большой и малый залы плюс фойе второго этажа. Фойе в основном было отдано на откуп моде: половину времени сцену занимали фэшн-шоу. С ними, надо сказать, тоже не все было гладко. Модели Татьяны Петровой, напоминавшие сантехнические механизмы из трубок, пластин, шлангов, из которых начинала бить вода или огонь фейерверков, поддерживали курехинский дух веселья. А шоу Натальи Пивоваровой, пусть и не имело никакого отношения к моде, но с помощью дуракаваляния "Лицедеев" и беспроигрышных хитов "Колибри" тоже повысило уровень юмора в крови у зрителей. Но какое отношение имела коллекция Владимира Бухинника, пусть очень профессионально выполненная и живо представленная под музыку формата MTV, собственно к СКИФу? Казалось, что он ошибся дверью.
Малый зал оказался настолько мал для желающих послушать Хвоста, Гаркушу с Летовым, питерскую группу "Надо подумать" и других (программа этого зала была очень насыщенной), что большинство осталось ни с чем. Тем, кто не попал в Малый зал, оставалось фланировать между большим залом и фойе, один раз посмотрев, что происходит в двух видеозонах. И между выступлениями провисали большие, иногда более чем получасовые лакуны, паузы, во время которых ничего не происходило. В прошлом году в ЛДМе за счет большего ли количества площадок, большего ли количества участников таких пустот за все четыре дня не вспоминается. Никто не призывает скифовцев отказаться от повышения качества, но количество происходящего, насыщенность воздуха самой разной музыкой, когда хочется, разорвавшись, успеть всюду и сразу, - одна из главных характеристик фестиваля. Не хотелось бы это потерять.