СЛИЯНИЕ В ЗВУКЕ
Любитель японской культуры, поклонник фильмов Андрея Тарковского, экс-лидер группы Japan, автор песни для фильма Нагисы Осимы "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс" и один из самых известных экспериментаторов от музыки, Дэвид Сильвиан в рамках тура Fire In The Forest впервые приезжал в Россию, где дал концерты в Санкт-Петербурге и Москве.<br>
Есть что-то загадочное в том, что на концерты собрались толпы народу. Дэвид Сильвиан - один из самых авторитетных, но отнюдь не из самых популярных музыкантов в мире. То, что он исполняет на концертах и записывает на пластинках, очень сильно отличается от общепринятого понятия популярной музыки. И соответственно, не похоже на то, что было плодом трудов когда-то популярной группы Japan.
Japan появилась тридцать лет назад. Сильвиан красил волосы, пел красивые меланхоличные баллады и вел себя как заправский декадент. Japan довольно быстро приобрела завидную популярность не только в своей родной Великобритании, но и в одноименной себе Японии. Кстати, именно в Японии Сильвиан познакомился со знаменитым экспериментатором Рюичи Сакамото, и после этого знакомства творческий путь британского романтика можно было считать предопределенным. Что довольно быстро и подтвердил распад группы Japan.
Дальше Сильвиан погрузился в музыкальные эксперименты, продолжил сотрудничество с Сакамото, поработал с Хольгером Шукаем из Can и Робертом Фриппом из King Crimson. И при том, что во главу угла Сильвиан ставил именно музыкальные эксперименты, его альбомы все равно занимали верхние строчки британских хит-парадов.
Последний альбом Сильвиана "Blemish" - очередной виток взаимоотношений музыканта с новыми технологиями. Восемь композиций наполнены всевозможными звуками, извлеченными из самых современных приспособлений. Композиции Сильвиана - разговор на вечные темы с использованием нового музыкального языка. При этом красивейший, завораживающий голос экс-вокалиста Japan не вступает со звуковым фоном в конфликт, но сосуществует с ним в парадоксальной гармонии. Во всяком случае, в записи. От живого концерта же можно было ожидать чего угодно.
Итак, на сцене в полутьме сидят три человека. Слева - художник и видеоинженер Масакацу Такаги, посередине - Дэвид Сильвиан, справа - его брат Стив Янсен. Все трое сидят за какими-то компьютерными приспособлениями, причем у Янсена и Такаги это лэптопы. Сзади - экраны, на которых Такаги проецирует всевозможные картинки, анимацию или вообще что-то невообразимое. А Сильвиан и Янсен, соответственно, исполняют вещи из последнего альбома. Сильвиан еще и поет.
Чуть позже началось то, чего все ждали. Такаги покинул сцену, а Сильвиан, взяв акустическую гитару, сел ближе к залу на высокий табурет и, в сопровождении электронной перкуссии, запел старые песни, сделав упор отнюдь не на наследие Japan, а на собственное сольное творчество. И это было действительно здорово. А дальше, вновь пересев к своим технологичным штуковинам и вызвав японского художника, Сильвиан исполнил несколько новых вещей. В том числе и две совсем свежие: World Citizen, записанную недавно вместе с Рюичи Сакамото и изданную на сингле в Японии, и Wasn‘t I Joe?, вообще не записанную. Переполненный зал рыдал от восторга и даже заставил неэмоционального музыканта исполнить два номера на бис.
Музыка Сильвиана (как и еще некоторых музыкальных экспериментаторов, близких к гениальности и, благодаря самоотверженным и смелым промоутерам, приезжающих в не всегда благодарную Россию) сложна для восприятия. И предназначена отнюдь не для широких народных масс. Так что восторг слушателей свидетельствует о том, что, кроме потребителей рокапопса и неотличимой от него попсы, есть в стране и те, кто готов слушать непростую, но интересную и необычную музыку.