ЗАШИФРОВАННАЯ ЛЮБОВЬ

В кинотеатре "Аврора" демонстрируется новинка американского кино.<br>

Название, которое получил этот фильм в российском прокате, обещает головокружительные амурные приключения. А как бы вы отреагировали на заголовок "Вечное сияние страсти"? Если же учесть, что главные роли в этой картине исполняют Джим Керри и Кэйт Уинслет, то публика вправе ожидать яркого зрелища, быть может, с элементами юмора и иронии. На самом деле все происходит в фильме режиссера Мишеля Гондри с точностью до наоборот. Хотя, судя по предыдущей ленте ("Звериная натура"), он не был чужд простого животного комизма. Весь обман заключается в неточной адаптации истинного заглавия созданного зрелища. А переводится оно дословно как "Вечное сияние чистого разума". Аналогии с Иммануилом Кантом вполне уместны и читаемы. Сюжет картины вращается вокруг любовных отношений жителя славного города Нью-Йорка по имени Джоэль (его-то и играет осунувшийся до неузнаваемости Керри) с девушкой по имени Клементина (Уинслет). Режиссер хитро заметает привычные логические сюжетные ходы. И только после получаса просмотра вы понимаете, что герои оказались в своеобразной нейропсихологической ловушке. Они оба решили избавиться от воспоминаний о не совсем удачных любовных отношениях. Фантастический допуск вполне бытового реального сюжета состоит в том, что такая операция вполне осуществима. Для Клементины она прошла успешно, а вот Джоэль в последний момент решил вынырнуть из мрака снов и видений, стараясь удержать в памяти свои воспоминания о романе с непоседливой и экстравагантной пассией. Мишель Гондри вряд ли бы решился самостоятельно на такой дерзкий постановочный ход в духе сюрреализма, где смешивается стиль Луиса Бунюэля с жанровыми признаками какой-нибудь "Матрицы". Впрочем, пора назвать главного "виновника" столь необычного фильма. Это модный нынче сценарист Чарли Кауфман, успевший номинироваться на "Оскара" и создавший помимо сценария нынешней картины драматургическую основу для таких очень похожих по духу фильмов, как "Быть Джоном Мальковичем" и "Адаптация". В обоих случаях, помимо нынешнего, речь идет о попытке проникновения в деятельность головного мозга. Кауфман обходится без трепанации черепа. Хотя сама тема избавления от некоторой части сознания известна в мировом искусстве давно, особенно в кинематографе. Однако если раньше в американском кино рассматривался лишь некий патологический вариант ("Человек дождя" или "Форрест Гамп"), то сейчас на повестку дня поставлен вопрос о СОЗНАТЕЛЬНОМ избавлении от нежелательных чувств и переживаний. Если зритель любит Джима Керри периода "Маски", то он будет сильно разочарован нынешней его работой, явно не вписывающейся в каноны коммерческого Голливуда. Если же зрителю больше по душе Керри в фильме "Шоу Трумана", то он сполна насладится драматическим талантом артиста, сумевшего сыграть того недотепу-интеллигента, у которого хватает моральных сил начать сражение с собственным сознанием за свое чувство. И данная метаморфоза для меня более желательна, чем обманутые ожидания тех, кто жаждет бездумного и потешного состояния, где хохот означает расслабление. Нет и еще раз нет! "Вечное сияние" заставит вас внимательно следить за причудливой фантазией сценариста и режиссера, зашифровавшего любовь героев своей картины в виде зрелища. Вам, как зрителю, придется решать визуальные ребусы, следить за резкими монтажными переходами, адаптироваться к фантазии, смешанной с реальностью в одном кинематографическом коктейле. Тех, кто найдет в себе душевные силы дойти до финала, ждет радостное открытие. Но здесь я умолкаю, чтобы разгадка увиденного сохранилась в полной мере. Скажу лишь, что ваша вера в животворную и продуктивную для жизни силу любви, несомненно, укрепится. И чистый разум старика Канта здесь вовсе ни при чем. Так же как и вечное сияние страсти.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.