МОЩЬ УМА
Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого русского актера Бориса Ливанова.<br>
Он не мог не стать артистом. Во-первых, потому, что появился на свет в семье известного провинциального актера. А во-вторых, потому, что имя свое получил в честь пушкинского Бориса Годунова. И наконец, в третьих, потому, что с детства сам хотел этого. Упорно добивался этого. Даже тогда, когда его отчислили из знаменитой Четвертой студии МХАТа. Ливанов не отступился от мечты. Пройдя суровую школу кавалерийской службы, он возвращается в Москву. Его зовет в свой театр Мейерхольд. Однако Борис Николаевич предпочитает стать актером МХАТа, где по праву становится одной из самых ярких его звезд. Блистательная внешность, острый ум, мощный темперамент, умение перевоплощения - все эти качества создали Ливанову славу мастера разнохарактерных ролей. Вершиной же мхатовской карьеры стал Чацкий.
Не менее удачно складывалась и кинобиография артиста. Она начиналась, когда ему еще не было и двадцати пяти лет. С ним работали Эйзенштейн, Пудовкин, Ромм, Хейфец, Довженко, Зархи. Восторженный Дмитрий Шостакович присылает Ливанову письмо, в котором делится впечатлениями от сыгранной артистом роли большевика-интеллигента Бочарова в легендарном "Депутате Балтики". Хотя были и досадные потери. Из-за болезни Ливанов не получил роль Меншикова в "Петре Первом". Не состоялся фильм о Маяковском, в котором он должен был играть поэта-бунтаря. Зато ему достались роли холмогорского самородка Михайло Ломоносова и князя Потемкина в эпопее "Адмирал Ушаков".
Став счастливым отцом, Борис Николаевич и сыну Василию (названному в честь друга семьи Василия Качалова) уготовил актерскую стезю. Уже после войны он снялся с ним в экранизации повести Короленко "Cлепой музыкант". Правда, отец уже не увидел, как Василий Борисович превратился в советского Шерлока Холмса.
На склоне лет Борис Ливанов больше сил отдавал родному МХАТу, где занимался режиссурой, пытаясь придать одряхлевшей труппе главного драматического театра страны новое дыхание. Не сразу он принял приход в театр в 1970 году Олега Ефремова, критически оценивая его талант режиссера. Еще бы! Ведь Ливанов работал вместе с отцами-основателями МХАТа Станиславским и Немировичем-Данченко.
Однако его интуиция и ум помогли ему разглядеть режиссерский талант в другом представителе нового поколения - Илье Авербахе. Именно в его дебютном фильме "Степень риска" Борис Ливанов сыграл свою, быть может, лучшую роль в кино. То был хирург Седов, прототипом которого был реальный Николай Амосов. Недаром книга, по которой был поставлен фильм "Степень риска", называлась "Мысли и сердце". Лучшей формулы для дара великого русского актера Ливанова не придумать.