ДУМКА О РОДИНЕ
В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка современных художников из разных регионов России с непривычно пафосным названием "Дума о родине". И сами организаторы выставки, и некоторые издания анонсировали ее ни много ни мало как проект реставрации русской идеи. "Направляющий и руководящий характер выставки требует от художника серьезности - и замысла, и исполнения. Тут не постмодернистские усмешки нужны (это проехали), нужен пафос. Идеология выбирает свою эстетику. Конкуренция идей означает конкуренцию стилей. Пусть расцветают сто цветов - может, в последний раз?" - пишет один из кураторов проекта Марина Колдобская. <br>
Можно по-разному относиться к самой возможности попытки воссоздания художественными средствами народной идеи, которая, судя по названию, должна исходить из глубины коллективно-(бес)сознательного, и только извлеченная из этой глубины, может быть отрефлексирована - художником ли, мыслителем или просто наблюдателем со стороны. Мне она представляется достаточно сомнительной - и выставка демонстрирует эту сомнительность воплощения русской идеи на кураторский заказ.
Художники, все как на подбор известные в обеих столицах и даже за их пределами, представили собрание курьезных штампов (на)родного сознания, того, как мы себе представляем эту пресловутую русскую идею, поисками которой местные философы озабочены уже не одно столетие. Часть работ укладывается в монархическую триаду: православие, самодержавие, народность. За самодержавие у нас отвечает понятно кто. Золотой манекен, лицом похожий на Путина, каждому пожимающему руку говорит: "Я люблю тебя" (интерактивная скульптура Евгения Кузнецова). Народность - это и фотографии хлама с блошиного рынка на Удельной ("Наше все" Надежды Кузнецовой), и инсталляция из вышитого рушника, искусственных цветов и деревянных грибочков (Людмила Белова "НаРодное"). Православие милитаризовано: Богородица Марины Колдобской выкрашена в цвета камуфляжа. Военную тему продолжают фотографии, снятые по заказу военного завода, и видео Флоренских (трофейные фильмы разных народов). Другой блок идей связан с СССР (мягкий красный коврик Дмитрия Цветкова в форме карты бывшей страны или звезда Юрия Шабельникова, выложенная из окурков) и неприятием ценностей новой жизни (видео "Справедливый погром" группы Blue Noses).
Выставка скорее отражает тот хаос, который творится сейчас в головах у россиян, чем предлагает что-то новое. А самое грустное, что рассматривать этот парад идей, успевших изжить себя на практике, просто скучно. Неужели художники все уже успели сказать об искусстве, и им приходится спекулировать политикой?