НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
В 300-тысячном Череповце количество такси на душу населения превышает такой же показатель по Москве и Петербургу.<br>
В городе металлургов таксомоторный бизнес процветает. Официально в Череповце насчитывается 900 машин такси, но фактически эта цифра почти в два раза больше. По данным на 2003 год 9 млн москвичей обслуживают 3,5 тыс. такси, а в Петербурге машин с желтыми колпачками - всего 1,2 тыс. Такие показатели можно объяснить дороговизной такси-сервиса, что толкает жителей столиц пользоваться "частниками".
Цены на передвижение в череповецком такси колеблются в пределах 100 рублей. Сумма определяется временем суток и длиной маршрута - чем позднее и дальше, тем дороже. За "сотню" обычно зашкаливает по праздникам. А в остальное время горожане, как они сами выражаются, "гоняют за полтинник", причем с удовольствием, хотя Череповец всегда приводят в качестве примера хорошей организации муниципального транспорта.
Возможно, это объясняется тем, что в обеспеченном городе люди могут себе позволить "пошиковать". С другой стороны, такси выполняет некоторые функции маршруток, которых в Череповце очень мало. Зачастую машину вызывает компания, проезд в этом случае составляет 10-14 рублей, что сопоставимо с поездкой в петербургской маршрутке. Кстати, затраты на такси в пределах Череповца гораздо меньше, чем на содержание собственного транспортного средства.
В городе металлургов - два крупных профильных предприятия: "Такси-Сервис" и "Новотранс". Остальные таксомоторы принадлежат объединившимся в "диспетчерские фирмы" частникам, имеющим собственную лицензию. В соответствии с постановлением местных властей, предприятие - организатор таксомоторных перевозок обязано контролировать режим труда и отдыха водителей, техническое состояние автомобиля, предрейсовый медосмотр, наличие техосмотра два раза в год, работу таксистов на линии. Таксомоторную "культуру" в городе строго блюдут стражи порядка. Если правила из "свода законов" таксистов нарушаются - лицензию могут и отобрать.
Зачастую такси создают аварийную ситуацию. Они не уступают дорогу, игнорируют пешеходов, мчатся сломя голову на красный свет, не оглядываются на перекрестках. Поэтому такси в Череповце - не только удобное и сравнительно дешевое средство передвижения, но и источник повышенной опасности на дороге. Конкуренция побуждает таксистов ездить быстро, а уверенность в собственном мастерстве - лихачить. Поэтому водители такси часто становятся "героями" сводок происшествий.
Однако есть на то и объективные причины, на которые указывает начальник транспортной инспекции Анатолий Торицин: "Город не приспособлен к такому интенсивному потоку машин, архитекторы не рассчитывали на него, транспортные артерии получились слишком узкими и неудобными. А водители сами добавляют себе и другим забот массовым нарушением скоростного режима и правил дорожного движения".
Нововведения, которые так любят на Вологодчине, коснутся, похоже, в этом году и такси. В начале года, как сообщает местная пресса, директора городских таксопарков обратились в череповецкий областной филиал Российской транспортной инспекции с предложением универсализировать таксомоторы путем создания единого автомобильного стандарта. Иначе говоря, чтобы по городу курсировали только машины марки "Волга" или иномарки, не уступающие им по вместимости салона. Городская транспортная инспекция на это ответила, что "никого в приказном порядке на крупногабаритные машины пересаживать не будет". Тем не менее она одобрила намерение упорядочить таксопарки и тем самым сократить количество лицензированных частников в Череповце.
Уникальное явление для Череповца, да и для профессии в целом, - женщина-таксист. Те, кому посчастливилось проехаться с ней по городу, говорят, что она блондинка лет 30, зовут ее Маргарита и позывной в эфире у нее "36". Коллеги по-разному оценивают ее присутствие в таксомоторном бизнесе. Кто-то заявляет, что "не женское это дело - такси водить", кто-то, напротив, уважительно отзывается о ее опыте и профессионализме.