РОССИЙСКОЕ КИНО: ПАЦИЕНТ СКОРЕЕ ЖИВ...
Закончившийся в Санкт-Петербурге фестиваль "Виват кино России!" - отличный повод поговорить о том, что происходит в современном российском кино, о чем режиссеры снимают фильмы и так далее.<br>
12 лет подряд в Петербурге в самом начале мая в кинотеатрах города показывают новые фильмы, созданные отечественными режиссерами. "Виват кино России!" вполне можно назвать одним из главных фестивалей страны. Ведь это - редкая возможность для простых зрителей посмотреть новые российские картины, большинство из которых, несмотря ни на что, не попадают на широкий экран.
Хотя с каждым годом кинотеатры проявляют все больший интерес к отечественному кино. Например, в этом году как минимум треть фильмов, представленных в программе фестиваля, уже знакома зрителям. Какие-то картины были в широком прокате (например, "Антикиллер-2", "Бедный, бедный Павел", "Бумер", "Возвращение", "Прогулка"), какие-то - в ограниченном ("Отец и сын", "Коктебель", "Старухи"), а какие-то - вот-вот выходят ("Похитители книг", "О любви"). При этом сохраняется странная ситуация: в Москве, например, "Последний поезд" уже прошел в кинотеатрах, у нас же он только выходит. А вот о том, когда в питерском прокате появится, скажем, "В созвездии Быка", вообще ничего не слышно, в то время как в Москве он опять же уже прошел. Безусловно, в столице значительно больше кинотеатров. Но и на берегах Невы, особенно последнее время, количество современных кинозалов растет как на дрожжах. Думаю, пора уже владельцам кинотеатров задуматься о прокате отечественного кино. Тем более что, судя по сводкам "с фронтов", пришло время, когда фильмы российских режиссеров стали приносить пусть небольшую, но прибыль.
Хотя российских фильмов катастрофически не хватает, их все равно становится больше. Да и качество картин растет, что заметно и невооруженным глазом. Более того, с каждым годом все больше молодых дебютируют в важнейшем из искусств. И, что отрадно, многие начинающие режиссеры отвлекаются от столичного гламура и выводят своих героев за пределы Садового кольца. Да и некоторые патриархи отечественного кино не дают молодежи расслабиться: "Бедный, бедный Павел" Виталия Мельникова с успехом идет в прокате, а "В созвездии Быка" Петра Тодоровского и "Магнитные бури" Вадима Абдрашитова, если бы они имели достойный прокат, бесспорно, пользовались бы популярностью.
Малокартинья, о котором так громко кричали все заинтересованные в процветании российского кинематографа еще лет шесть назад, уже нет. И хоть фильмов пока в России снимают не так много, как того хотелось бы, жанровый и сюжетный разброс в них уже - как в полноценной и крепкой кинематографии. И даже в каждом отдельном направлении есть режиссеры, которые "конкурируют" между собой, завоевывая своего зрителя.
Так, историческое кино "Бедный, бедный Павел" обращается к интеллектуальному зрителю, в то время как очередной фильм Светланы Дружининой "Смерть юного императора" явно создан для менее взыскательной публики. Сразу три режиссера так или иначе обратились к взаимоотношениям отцов и сыновей. Но если дебютанты Борис Хлебников и Алексей Попогребский сняли "Коктебель", в котором красота кадра не заслоняет простую, как мир, историю одиночества и вечного поиска счастья, а Андрей Звягинцев, тоже дебютант, в захваленном "Возвращении" слишком сильно увлекся эстетической составляющей и кажущейся многозначительностью, то именитый Александр Сокуров в "Отце и сыне" создал волшебно красивую философскую историю неизбежности потери близкого человека.
В условно бандитском кино успешный "Антикиллер-2" Егора Кончаловского, сюжетно нелепый, но на высоком западном уровне снятый комикс-боевик, вступил в схватку с не менее успешным "Бумером" дебютанта Петра Буслова - грустной лентой о четырех пацанах, заблудившихся в снегах за пределами Садового кольца, попавших в беспросветную сказку российской глубинки и не нашедших в себе сил выжить.
Жанровое разнообразие, обилие новых имен, как режиссерских, так и актерских, и относительный зрительский успех лучше всего свидетельствуют о том, что российское кино, гибель которого еще несколько лет назад предрекали особо ретивые критики, выжило и, более того, уже неплохо себя чувствует. Теперь осталось, чтобы это поняли прокатчики. Поняли и поверили в перспективность проката отечественных фильмов (естественно, хороших отечественных фильмов). Понятно, что идея квотирования, обсуждаемая достаточно давно и, к счастью, пока не поддержанная президентом РФ, не сможет исправить ситуацию, потому что российских картин все еще не так много, как того хотелось бы. Но при благоприятном стечении обстоятельств (то есть при наличии грамотной рекламы и, естественно, при высоком качестве самих фильмов) наши картины, конкурирующие с западными на фестивалях, вполне могут конкурировать и в отечественном прокате. Пример питерской студии "СТВ" ("Кукушка", "Олигарх", "Война", "Бумер" и так далее) свидетельствует как раз об этом.