ЖКХ ДОЛЖНО БЫТЬ ЭКОНОМНЫМ
Таково непременное условие преобразований в жилищном хозяйстве.<br>
На этом сошлись участники состоявшегося в Агентстве бизнес-новостей (АБН) круглого стола на тему "Внедрение энергосберегающих технологий как аспект реформы ЖКХ", в котором приняли участие представители власти, энергетики предприятий - производителей приборов учета энергопотребления.
Открывая заседание, заместитель председателя жилищного комитета администрации Петербурга, председатель Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в ЖКХ Олег Вихтюк напомнил о существующих реалиях: плата за энергоресурсы отстает от рыночной ситуации, высокие эксплуатационные издержки мирно уживаются с нерациональным расходованием средств, по сей день не создан рынок энергетических услуг...
Олег Вихтюк не ограничился констатацией известных проблем городского ЖКХ и сообщил, что планируется троекратное увеличение инвестиций в его инфраструктуру (в первую очередь - в реанимацию магистральных и внутриквартальных сетей), готовится "серьезная и также серьезно финансируемая" программа оптимизации расходов ЖКХ. Уже во втором полугодии будут запущены пилотные проекты, которые позволят отработать необходимую для массового внедрения нормативную базу. В частности, речь идет о городской программе установки домовых узлов учета, с которыми пока ситуация - в зачаточном состоянии (они установлены лишь в 20 процентах домов, содержащихся ЖСК и ТСЖ, в муниципальном жилом фонде это число еще ниже и не превышает 2 процентов).
Полная стоимость программы составляет 1,6 млрд рублей, что Петербургу самостоятельно не осилить, и для ее реализации запрошено 500-миллионное федеральное финансирование. Не исключено, что будет, наконец, поставлена точка в борьбе ЖСК и ТСЖ за тарифное равноправие с "муниципалами": подготовленный администрацией проект нормативного обслуживания жилья не предусматривает дифференциации оплаты в зависимости от формы собственности жилого дома.
МЕНЬШЕ ПЛАТИТЬ ЗА ЛУЧШЕЕ КАЧЕСТВО
Основной смысл установки счетчиков воды и тепла достаточно очевиден. Типична ситуация, когда после установки счетчика экономия средств составляет 10-15-20 (и даже более) процентов, хотя есть и рекордсмены, например - больница им. Костюшко, где, по словам генерального директора ЗАО "НПФ Теплоком" Виктора Недзвецкого, установка счетчика окупилась уже в первые три дня его эксплуатации.
Но установка счетчиков способна дать и другой эффект, на который обратил внимание заместитель главного метролога АО "Ленэнерго" Александр Лупей. Дело в том, что собственник, получив инструмент измерения собственного ресурсопотребления, уже в первые месяцы применения счетчика кардинально изменяет модель поведения. Не секрет, что в России среднедушевое потребление практически всех видов ресурсов в несколько раз выше, чем в европейских странах.
Не в последнюю очередь это связано как раз с порочным принципом "нормативной" оплаты - сколько, например, вода ни теки, а платить придется одинаковую сумму, по нормативу. Но с установкой счетчика ситуация меняется. Собственник оказывается прямо заинтересован в том, чтобы заменить текущий кран или не лить воду без необходимости. Если же потребности будут сколько-нибудь существенно сокращены, это приведет к повышению качества жизни.
Как объяснил Александр Лупей, необходимость подавать в магистрали меньшие количества воды позволит снизить затраты на ее подготовку и - одновременно - повысить давление, что обеспечит более устойчивое водо- и теплоснабжение жителей верхних этажей.
Александр Лупей обратил внимание и на системные проблемы теплоснабжения. Это и совмещенная система отопления и горячего водоснабжения (не так давно, в жаркие дни, многие проклинали горячие батареи отопления, не понимая, что энергетики обязаны поддерживать фиксированную температуру теплоносителя и не имеют права ее даже немного снизить). И "тупиковая" система организации подачи горячей воды, при которой, если все краны в линии закрыты, прекращается и движение воды, она остывает. И затем людям приходится открывать краны и 5-10-15 минут впустую лить воду в ожидании, пока "пойдет тепленькая".
Да и "потребленная" таким образом холодная вода оплачивается, как полноценная горячая... Александр Лупей убежден, что необходимо восстанавливать системы циркуляции воды, особенно там, где для этого есть все возможности и линия циркуляции заглушена нерадивыми эксплуатационниками; внедрять автоматику, уходя от схемы "дядя Вася + задвижка". Необходимы и регулирующие устройства на стороне потребителей, и приведение в порядок их приборов отопления, массово страдающих от грязи и воздушных пробок. А пока лишь малая часть отпущенного тепла (около 10 процентов) употребляется эффективно.
И С ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ - НЕ ЛУЧШЕ...
Заместитель генерального директора по развитию ЗАО "Петроэлектросбыт" Александр Меркулов провел параллели между многими проблемами тепло- и электроснабжения. Бытовые абоненты учетом практически охвачены, а вот сети до них - нет. Но в конечном счете все убытки компенсирует потребитель. Надо бы иметь автоматику учета на каждом ветвлении.
Но такая система стоит "сумасшедших денег" - например, американской Пенсильвании она (рассчитанная на 1,3 млн электросчетчиков и 200 тыс. счетчиков воды) обошлась в 200 млн долларов. Но зато сразу были выявлены и несанкционированные подключения, и дефекты изоляции... О необходимости контроля говорит уже тот факт, что эксперимент, проведенный лишь на девяти домах, позволил выявить 5 процентов потерь. Напомним, домов в Петербурге - около 26,5 тыс...
Проблем еще очень много, они разного рода, различной сложности и пока переплетены в сложный клубок. Но начинать его распутывать - необходимо. Как пошутил Олег Вихтюк, для города "наведение порядка - отличный инвестиционный проект".